Искусство написания писем. Стиль письма. Стили написания текста. Деловое официальное письмо Письма в научной деятельности


Письмо во все времена было очень популярным (а иногда и единственным) средством коммуникации. Не удивительно, что написание писем возвели в ранг полноправного искусства. Красиво писать письма учли, начиная с лицея. Считалось, что образованный человек просто обязан уметь писать красивые письма. Те, кто не обладал легким слогом, обращались за помощью к более одаренным людям, написание писем не было бесплатной услугой. Сейчас ситуация нисколько не изменилась, разве что письма стали еще и электронными.

С помощью писем современный человек обменивается очень большими потоками информации. В письме могут быть описаны последние новости , оно может содержать призыв или предложение, письмо может быть пригласительным и ли информационным. Но в любом случае оно должно быть правильно составлено.

Если раньше к письмам предъявляли очень высокие требования (хорошая бумага, качественные чернила, клей который не растекается), то сейчас все намного проще. Достаточно составить письмо грамотно - без орфографических и грамматических ошибок. В электронных письмах допустимо ставить разного рода улыбочки-картинки, если это письмо близкому человеку. Деловые письма исключают наличие подобных элементов, разве что оппоненты знакомы давно, и существует определенный уровень доверия и понимания. В некотором смысле электронная почта дает больше поблажек, написал письмо, опомнился - отменил. Но бывают и курьезы, когда письмо для одного человека может быть разослано многим людям, которым вовсе не пристало знать, почему вы развелись с женой, или как вы покупали мебель прошлым летом. Именно поэтому кнопки нужно нажимать правильно и внимательно. Также электронная почта предоставляет возможность оформления письма. Но здесь снова нужно исходить из того, для кого пишется письмо. Если это директор компании-партнера, с которым вы периодически играете в гольф, то в таком письме допустимо наличие логотипа и основной информации о компании и собственно все. То, что идет как дополнение, может оказаться лишним.

Важными элементами электронного письма являются приветствие, обращение и подпись. Если вы в диалоге с человеком, то указывается время суток, в которое вы общаетесь. Если вы просто пишете человеку, то лучше поставить нейтральное «добрый день». Подпись в обязательном порядке должна содержать имя, фамилию, номер телефона и скайп (или электронную почту). Адресат, конечно, увидит с какого сервиса пришло письмо, но облегчить ему жизнь тоже не помешает. Почтовый сервис Post.su дает возможность составить такую подпись автоматически и не мучиться, набирая каждый раз одни и те же реквизиты.

=Роман в письмах: я к вам пишу…=

Я к в а м п и ш у - ч е г о ж е б о л е ?

А . С . П у ш к и н
Письма писали все – цари, купцы, уездные барышни, влюбленные гусары, Ванька Жуков и даже запорожские казаки. Что в них было? Деревенские и торговые новости, деловая государственные секреты и любовные послания, просьбы о денежной помощи и девичьи тайны, аромат духов и сургуча – вся жизнь. Все эти произведения жанра, прозванного эпистолярным, доставляла Почта! Та самая Почта России, которой нынче исполнилось 180 лет!

Потребность в общении посредством письма возникла так давно, что доподлинно нам об этом ни одна берестяная грамота не поведает, ведь первую из них пока не нашли! А вот первая постовая сеть появилась в Санкт-Петербурге в январе 1833 года. Столица была разбита на 17 почтовых округов, а письма тогда не бросали в почтовый ящик (он появился позже – в 1848 году), а относили лавочнику! Письма собирали почтальона по три раза в день и доставляли в почтамт. А оттуда – эх, птица-тройка…по почтовым станциям. Интересно, как часто тогда пропали письма?

Старинный письмовник или как писать письма

На протяжении столетий письмо было не только популярным, но порой единственным средством связи. Написание писем даже возвели в ранг искусства и обучали правильному и даже красивому написанию писем. Образованный человек просто обязан был уметь изложить мысли в письме грамотно, красиво, правильно. Те, кто и вовсе не умел писать, обращались за этой услугой за определенную плату – в любом кабаке имелся такой "писатель", в любом селе был свой грамотей….


В 1822 году в Типографии Императорских Театров вышел "Новейший самый полный и подробный письмовник или всеобщий секретарь в 4 частях, содержащий в себе

Письма всякого рода, в общежитии употребляемые и приспособленные ко всем случаям и обстоятельствам, с предварительными правилами и наставлениями сочинять и писать всякие письма к разным особам и о разных предметах".

Письмовник рассказывал о письмах и отношении к ним вообще, о слоге письма, благопристойности, ясности и чистоте, о форме письма и том, как должно трудиться над написанием его.

Все то, что можно сказать лично приятелю, можно и написать к нему во время разлуки, с тою только осторожностию, что не всегда должно вверять тайну свою бумаге: она может затеряться или попасть в посторонние руки.
Письменный слог должен быть не слишком высок, не принужден и не шутовской. Он должен быть прост, и похож на обыкновенный разговор, изображенный на бумаге. Чем простее, тем он приятнее, тем ближе к сердцу.
Что пристойно написать к равному себе, то будет оскорбительно в письме в Вельможе. Что прекрасно в письме старика и человека важного, то самое смешно в письме человека молодого и низкого рода и чина. О воине говорить нельзя так, как говорят о женском поле.
Должно испытывать себя, т.е. написать вдруг и скоро, потом показывать написанное людям с очищенным вкусом. Если письмо назовут хорошим, что должно продолжать писать точно таким же образом.
Прежде подумай, хорошо ли это выражение, нет ли лучшего, точнейшего; подумай, истинная ли мысль твоя, благопристойна ли, сообразна ли с характером и состоянием того, кому пишешь, идет ли к твоему делу? подумай – и тогда клади на бумагу.

Романы, живопись, интересные факты

Письмо твое меня чрезвычайно утешило. Оно так живо напомнило мне Петербург, мне казалось, я тебя слышу. Как смешны твои вечные предположения! Ты подозреваешь во мне какие-то глубокие, тайные чувства, какую-то несчастную любовь - не правда ли? успокойся, милая; ты ошибаешься: я похожа на героиню только тем, что живу в глухой деревне и разливаю чай, как Кларисса Гарлов. (А. С. Пушкин. Роман в письмах)

Письма были не только сугубо личным делом – они проникли в литературу! Их можно найти в детективах и приключениях, они стали основой многих любовных историй – целые романы в письмах! Португальские письма (1669) Габриэля Жозефа Гийерага - сборник любовных посланий монахини Марианы Алькофорадо, роман в письмах XVII века Любовная переписка дворянина и его сестры (1684) Афры Бен стали одними из первых. Жанр разрастался – писатели сочиняли письма за своих героев, заставляя читателей волноваться и переживать еще больше, ведь чтение чужих писем захватывает гораздо сильнее! Памела, или Вознагражденная добродетель Сэмюэла Ричардсона, Юлия, или Новая Элоиза Жан-Жака Руссо, Опасные связи Шодерло де Лакло, Страдания юного Вертера Иоганна Вольфганга Гёте – все это можно было найти почти в любом книжном шкафу.


An interesting letter (Julius Leblanc Stewart)

The Letter (William Maw Egley)

Love Letter (Jean-Honore Fragonard)

Способы и правила доставки писем так же были весьма разнообразны: от утвержденных официально, до самых оригинальных способов, ставших легендой.

В 18** году произошла романтическая история: молодая парочка из-за запрета строгого отца обменивалась записочками через дупло дуба. В конце концов сердце отца растаяло и он разрешил им пожениться. Свадьбу праздновали под тем самым дубом. История стала легендой, и дубу приписали свойство соединять половинки сердец. Теперь сюда присылают письма те, кто хочет найти свою судьбу. Да-да, именно присылают, ведь у дуба есть самый настоящий почтовый адрес и если вы все еще ищете свою половинку, напишите сюда: Bräutigamseiche, Dodauer Forst, 23701 Eutin.

В 19 веке в Англии письма писали особым образом – крест-накрест, возможно отсюда и произошло выражения "прочитать вдоль и поперек". Все дело в том, что тариф на почтовое отправление рассчитывался из количества листов бумаги. Экономные англичане писали письмо с одной стороны листа, сворачивали его конвертом и надписывали адрес. Если письмо было длинным, лист поворачивали на 90 градусов и писали попрек, если и этого было недостаточно, то и по диагонали! А двумя веками ранее в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Простым гражданам, открывшим такую бутылку, грозила смертная казнь!
Дело в шляпе – выражение, которое родилось так же благодаря письмам! В старину гонцы, зашивали под подкладку шапки важные письма, чтобы те в случае чего не попали в руги грабителей.

А как давно вы писали, или получали письма? Нет, не деловые рабочие - о сроках поставки или предоставлении договорных документов, не объяснительные начальству или электронные – привет – пока, не письма в разные инстанции с требованиями и запросами, не sms-сообщения. Я говорю о тех, живых письмах лучшей подруге или маме, открытках к празднику друзьям и родственникам, которые так радостно пестрели в наших почтовых ящиках, куда теперь летят только квитанции, извещения, да письма счастья из налоговой инспекции. Письма, написанные собственной рукой на красивой почтовой бумаге или на листке из ученической тетрадки, письма-треугольники, открытки из путешествий или к особым датам – история вашей жизни. Неужели написание писем стало забытым искусством, канувшим в Лету?

Галина Замыслова, etoya.ru

Умение писать такие послания, которые люди хранят и берегут годами -
Божий дар. Однако неправильно было бы полагать, что не обладая этим да-
ром, не стоит вообще пытаться писать письма. Вместо того чтобы думать о
себе и о впечатлении, которое вы производите на других, думайте об адре-
сате и его или ее чувствах. Вспомните письма, которые вам было приятно
получать и читать - чаще всего в них много личного, отчего возникает
впечатление, будто автор сидит рядом и болтает с вами. Чтобы создать
волшебное ощущение беседы с помощью письма и избежать фальши, нужно ис-
пользовать определенные приемы. Дальнейшие рекомендации помогут вам от-
разить в письмах вашу индивидуальность.
В личных письмах следует употреблять характерные для вашей речи обо-
роты, а не заменять их на более официальные. Коль скоро ваш сын обычно
использует в разговоре выражения типа "потрясный малый" или "гвоздь про-
граммы...", то покажется неестественным и вычурным, если он напишет
"весьма приятный молодой человек" и "достойное внимания событие дня".

Неполные или сокращенные фразы тоже помогут сделать ваше письмо более
естественным. Если вы обычно говорите: "Не знаю" вместо: "Я этого не
знаю", почему бы вам так и не написать?

Время от времени упоминайте имя человека, которому пишете, это сдела-
ет ваше письмо более дружеским и искренним. Фраза: "Элен, попробуй-ка
угадать, что мы собираемся делать этим летом!", заставит Элен почувство-
вать, что вы действительно думали о ней, когда писали письмо.

Знаки препинания могут добавить вашему письму не меньше содержа-
тельности, разнообразия, живости и колорита, чем интонация рассказчика -
сюжету. Подчеркнутое слово, восклицательный знак в конце фразы или пред-
ложения помогают выделить то, что вы сочтете нужным. Тире, заменяющее
несколько слов, часто выразительнее, чем длинная, пусть даже более гра-
мотно построенная фраза. "Вчера мы ходили на танцы - что за вечеринка!"
- звучит живее, чем: "Мы вчера ходили на танцы, и вечеринка удалась на
славу". Однако не перестарайтесь: несколько тире и восклицательных зна-
ков придадут письму живость, их избыток - быстро наскучит.

Не думайте слишком долго над тем, как именно выразить свою мысль. Ре-
шите, что вы хотите сказать, и напишите об этом как можно быстрее; так
создастся впечатление, что вы действительно беседуете со своим другом.

Наконец, краткий рассказ бесконечно интереснее, чем долгое "пережевы-
вание" одной и той же мысли. Как писал Паскаль: "Это письмо не должно
было быть столь длинным, но у меня не было времени сделать его короче".

Как начать письмо

Люди, сомневающиеся в том, что им удастся заполнить чистый лист бума-
ги, считают, что самое трудное в письме - его начало. Инструкция анг-
лийского профессора, который говорил: "Начните с того, что вы хотите
сказать в начале, продолжайте до тех пор, пока не закончите, а затем ос-
тановитесь", - поможет вам так же, как советы художника, который утверж-
дал, что рисовать очень просто. Для этого нужно лишь "взять немного
краски подходящего цвета и нанести ее в подходящее место". Хотелось бы
надеяться, что приводимые ниже советы окажутся более полезными.
Можете писать письмо от руки или печатать на машинке, однако никогда
не следует начинать его словами: "Я знаю, что мне следовало бы написать
раньше, но писать было просто не о чем", или: "Ты знаешь, как я не люблю
писать письма...". Люди продолжают писать такие слова снова и снова, да-
же не подозревая о том, что тем самым они, по сути дела, выказывают неу-
важительное отношение к тому, кому пишут.
Вместо этого лучше напишите так: "Неужели ты думаешь, что я тебя за-
была? Ты даже представить себе не можешь, сколько раз я собиралась тебе
написать". Или же: "Я много раз начинала тебе писать, но каждый раз,
когда садилась за письмо, полагая, что наконец-то выбрала нужное время и
место, меня обязательно что-нибудь отрывало!"
Плохо, если ответ на письмо откладывается на столь длительный срок,
что его приходится начинать с извинений. Тем не менее, такого рода изви-
нения в начале письма вызывают скорее симпатию, чем раздражение.

Упоминать о ваших общих знакомых, но не распространяться о тех, про
кого ваш адресат даже не слышал, и кто его совершенно не интересует, ес-
ли только этот человек не будет занимать значительное место в вашей жиз-
ни в дальнейшем. Нет смысла писать о Джейн Джонс, которая получила наг-
раду общества садоводов-любителей. Написать же о Джейн Джонс, которая
играет важную роль в вашей жизни, - вполне уместно.

Окончание письма

Покидая дом близкого друга, вы не пытаетесь придумать специальную
фразу на прощание. Это относится и к письмам. В личной корреспонденции
нет необходимости использовать стандартные заключительные фразы ("Иск-
ренне Ваш", "Преданный Вам" и т.д.). Просто напишите свое имя (только
обязательно от руки, если письмо напечатано на машинке): "С любовью, Бе-
той", или "Твой Хэнк" - в зависимости от ваших отношений с адресатом.

Не следует заканчивать письмо словами: "Ну, что ж, думаю, тебе уже
наскучило все это читать", или: "Тебе, наверное, моя писанина уже до
смерти надоела". Не пишите: "На закате горы были великолепны", эта фраза
не вызовет никаких личных ассоциаций у вашего адресата. Однако если вы
добавите: "Они напомнили мне нашу поездку в Колорадо", - это, возможно,
скажет ему о многом.

Письма, которые писать не следует Письма о мрачных предчувствиях

Даже членам своей семьи не стоит без необходимости писать о нес-
частьях и злоключениях. Расстояние лишь усиливает наши переживания по
поводу болезней и неприятностей тех, кого мы любим. Например:

"Моя малютка Бетти ("моя малютка" звучит намного патетичнее, чем
просто "Бетти") вот уже несколько дней плохо себя чувствует. Я смер-
тельно боюсь за нее, вокруг столько случаев мононуклеоза. Врач сказал,
что тревожных симптомов нет, но доктора видят так много тяжелых больных,
что волнение матери они, похоже, всерьез не принимают", и т.д., и т.п.

Или же: "Наступают все более мрачные времена. Я всегда говорила, что
нужно пережить ночь, прежде чем забрезжит рассвет. Запомни мои слова,
ночь еще только наступает".

Такие письма не принесут пользы - они могут лишь взволновать, разоз-
лить или огорчить адресата.

Неразумные письма

Каждый день почта рассылает письма, которые вызвали бы драму, попади
они в чужие руки. Письма, которые не следовало бы писать никогда, про-
должают предъявляться как доказательства на судах, и появление многих из
них ни в каком случае не может быть оправдано. Глупые женщины и неумные
мужчины часто пишут такие вещи, которые для присяжных, к примеру, звучат
не столь невинно, как утверждают сами авторы посланий.

И тем не менее, в письмах к своим близким люди продолжают доверять
чувства и мысли бумаге. Поэтому, если вы еще молоды - или уже не слишком
молоды - и решили написать, скажем, любовное письмо, тогда, по крайней
мере, положите его на ночь под подушку, чтобы утром перечитать и убе-
диться в том, что не сказали там ничего такого, что могло бы быть прев-
ратно истолковано.
Помните: написанное не исчезает. Мысли, бездумно изложенные на бума-
ге, могут существовать сотни лет.

Злые письма

Легкий, игривый тон, который в беседе превращает оскорбление в кол-
кость, практически невозможно передать на бумаге, поэтому сделанное на
словах забавное замечание в письме может не только обидеть, но и оскор-
бить.
Злоба, выраженная в письме, обладает эффектом "застывшей ярости".
Сказанные горькие слова исчезают, когда забыта вызвавшая их причина; на-
писанное - остается навсегда. Родительские наставления вполне имеет
смысл изложить в письменной форме - их всегда нужно помнить и выполнять.
Минутное раздражение, напротив, никогда не следует хранить в памяти. Ро-
дители, у которых вошло в привычку писать детям в раздраженном или при-
дирчивом тоне, вскоре обнаружат, что их письма редко читают.

Одно золотое правило нельзя переоценить: письма, написанные под
сильным эмоциональным воздействием, следует отложить на сутки и перечи-
тать перед отправкой - или, перечитав, без сожаления разорвать их на
мелкие кусочки и вовсе не отправлять.

Милостивый и любезнейший мой друг!

Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне Вас почитающего.

Л… Г…, январь, 1897 год

Не избалован народ такого рода корреспонденцией! А в последнее время – крайне осторожен! А может, в случае электронной версии этого послания, дополнением является вложенный "червячок". Не изволите ли раскрыть и "пристроить его в своё правление"… Отвыкли мы от вычурных посланий, забыли о сочувственных и просительных письмах, да и самом эпистолярном жанре как таковом. Нам бы попроще и пояснее. Интернет, конечно же, способствовал возрождению эпистолярного жанра, но было ли это Возрождение или состоялось создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки???

Hello , пристрой братишку моего. Проблем не будет . Пиши…

Я просто делаю своё дело… Билли

Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто с ошибками клавиатурного набора, иногда просто так, не от души, отпишусь мол. До сих пор я жду в почтовом ящике (обычном почтовом ящике) письма, открытки, которые храню и перечитываю. Сентиментально, наивно?.. Стремительность жизни, да и отсутствие веры во многие её сюжеты, "украли ", на мой взгляд, душевность, отзывчивость, теплоту души. Не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. Да и из школьного курса русского языка тему "Искусство эпистолярного жанра" убрали за ненадобностью. Работая учителем информатики, а в дополнительное время – преподавателем курса "Информационная культура", уже на протяжении нескольких лет считаю целесообразным ввести в изучаемой теме "Текстовый редактор" главу "Эпистолярный жанр", независимо от возраста обучаемых, будь то второклассник или пятнадцатилетний юноша. Нужно учить детей (именно, ДЕТЕЙ!) искусству корреспонденции, искусству этикета, соблюдаемых в письмах! И если это не всегда делают учителя словесности, то почему бы не учителя информатики!? Предлагаю в качестве убеждения читателей разработку урока по теме:

"Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма"

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представления об историческом месте письма и эпистолярной литературы;
  • познакомить с правилами ведения корреспонденции, привить навыки оформления писем.

План урока

  1. Письмо. История письменности.
  2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства.
  3. Структура письма и его стилистическое оформление.
  4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник».
  5. Лабораторная работа.

Часть 1. Письмо. История письменности

Вступительная часть урока должна содержать классические определения и генеалогически-исторические подробности истории Русской письменности (предварительно можно побеседовать с учащимися на предмет их знаний в области рассматриваемого вопроса). Особое внимание нужно уделить основателям славянских азбук (глаголицы и кириллицы), историческим личностям, Кириллу и Мефодию (дети задали очень логичный вопрос: "Почему же азбуки не назвали в честь двух братьев: кириллица и "мефодица" J)

Часть 2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства

"Я к Вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать "

«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он! – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога…»

Переход от истории к художественной литературе желательно с формулировки самого эпистолярного жанра как такового. Разговор с детьми (согласно времени, каким вы располагаете на уроке) можно превратить в диалог, слушая литературные познания детей, или монолог, рассказывая о знаменитых литературных шедеврах жанра письма: иногда исторически судьбоносных («переписка Ивана IV с князем Курбским») или географически описательных («Записки русского путешественника» Н. М. Карамзина; философски осмысленных (письма Горацио, Эпикура, Цицерона) или поэтически неповторимых ("Роман в письмах" А. С. Пушкина).

Не только литература отражает душевное состояние человека, создающего письма, но и искусство не обходит это стороной, а виртуальное путешествие в Русский музей позволит напомнить, а некоторых познакомить с классическим примером изобразительного эпистолярного жанра.

И. Репин "Запорожцы", 1880-1891.

В 2003 году славянская общественность отметила знаменательную дату: ровно 330 лет назад запорожские казаки написали турецкому султану Османской империи Моххамеду IV письмо, которое являлось ответом на его пафосное послание в их адрес и является историческим свидетельством " недипломатичности" послания, содержащего "утонченные" метафоры и внутренние рифмы, не всегда проходящие цензуру. Именно это письмо стало ярким выражением свободолюбивого духа запорожской вольницы. "Смех", возникающий у авторов послания, присутствует и на полотне. Репин буквально "озвучил" картину не для потешания зрителей, а для утверждения правоты и силы запорожцев, объединенных единым порывом и единойверой, которой порой так не хватает нам.

Часть 3. Структура письма и его стилистическое оформление

После вступительной лирическо-художественной части переходим к практическим советам, излагая правильную структуру письма и наличие обязательных компонентов:

  1. Обращение.
  2. "Приступ" – какая-либо любезность или пожелание в адрес получателя.
  3. Изложение сути вопроса, которое обязательно должно быть интересно адресату.
  4. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости). При забывчивости отправителя возможность приписать недописанное (P.S. или N.B.).

А продемонстрированное письмо-иллюстрация позволит показать основные приемы форматирования, лежащие в основе создания "компьютерного" письма.

Часть 4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник»

В качестве советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, в традициях хорошего тона прошлых веков, продемонстрируйте или продекламируйте учащимся классические примеры извинительного и рекомендательного писем, просительной и объяснительной записок, дружественных и поздравительных посланий. Для некоторых из учеников, а, возможно и для Вас, это будет "маленьким открытием" человеческих отношений.

Часть 5. Лабораторная работа

Лабораторную работу, закрепляющую полученные знания из различных предметных областей, следует провести в сетевом компьютерном классе в "духе лучших немецких традиций". Предварительно необходимо познакомить учащихся с существовавшим в 16 веке немецким сатирическим жанром: « письма светлых людей » (письма друзьям, восхвалявшие их " души прекрасные порывы") и « письма тёмных людей » (письма, обличавшие человеческие недостатки). Весь коллектив необходимо «разделить» на соответствующие группы по желанию сторон. (Для меня оказалось просто УДИВИТЕЛЬНО, что две трети из участвовавших в "лабораторном эксперименте" отказались от описания светлого и прекрасного, предпочитая "тёмную сторону жизни"!!) Свои характерные послания учащиеся должны «сохранять» в "Редакции" (папка с открытым доступом на рабочем столе преподавателя). Полученный материал является не только показательным для понимания процента усвоения материала учащимся, но и материалом для психолога, который должным образом способен оценить "тёмные" и "светлые" стороны жизни ученического коллектива.

Дополнительный материал к уроку:

1. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени» (БСЭ, т. 19).

2. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий – братья, великие славянские просветители. Кирилл разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Кирилл (826-869 гг.) и его старший брат Мефодий (820-885гг.) родились и провели детство в македонском городе Солуни (сейчас Салоники). Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине. Младший брат писал, старший переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело; старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший – способным организатором и практическим деятелем. В настоящее время известно две разновидности старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»). По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали. Кириллица, по дошедшим до нас рукописям Х I в. имела 43 буквы, а глаголица имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы. В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются также в Болгарии, частично в Югославии и Монголии. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более чем на 60 языках (Межуев В.М. «Культура и история», М., 1977).

3. "Султан Моххамед IV – запорожским казакам»

"Я, Султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться".

«Ответ запорожцев Моххамеду IV (избранное)»

"Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь… Твойого в i йска мы не бо i мось, землею i водою будем биться з табою …Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, I ерусалимський бравирник, Александр i йский козолуп, Великого и Малого Египта свинарь … Не будешь ты i свиней христ i анских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо…" ("Комсомольская правда", 4 июля 2003г.)

4.«Краткий письмовник»

(«Правила светской жизни и этикета. Хороший тонъ», С.-Петербург, 1889г.)

Поздравительное письмо:

Добрая и милая бабушка!

Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.

Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья.

Крепко-крепко целующая Вас

Внучка Лида

С повышением:

Милостивый государь С…Н…

Пожалование Вас начальником в г. N …, принято здешней публикою с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь в доброй душе вашей найти свое благополучие.

Примите уверение в моем к Вам почтении и преданности.

А… В…

Пригласительное письмо:

Милый друг Р… Д…

Не откажись сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня

Душевно тебе преданного Л… Р…

Искусство написания писем занимает очень важное место как в классической, так и в современной культуре Японии.

Общение посредством писем чрезвычайно характерно для средневековой Японии, о чём свидетельствуют многочисленные примеры из литературы. Например, автобиографический «Дневник эфемерной жизни» («Кагэро: никки»), написанный Митицуна-но хаха и датируемый X веком, изобилует письмами в стихотворной форме, которыми во множестве обмениваются главные герои. Каждое письмо-стихотворение обязательно содержит упоминание о состоянии природы, и этот композиционный элемент характерен также и для современных писем японцев. Зачин вежливого письма - всегда описание природных явлений (флоры, фауны, погоды и т.д.), соответствующих времени написания. Даже в коротеньких электронных письмах друзьям, посылаемых по мобильному телефону, первое предложение, пусть и крохотное, часто бывает о погоде, и это неслучайно. Однако в деловых письмах о погоде распространяться, напротив, не стоит, так как подобное может раздражить адресата, который хочет поскорее вникнуть в суть дела.

В XII веке в Японии уже существовал особый вежливый стиль письма - со:ро:бун, включающий «сезонные слова» (киго), во множестве почерпнутые из изысканных стихотворных посланий, которыми обменивалась аристократия, и из уже богатой к тому времени литературы.

В общем, японцы переписывались друг с другом во все века, чем обоснована их приверженность к электронной корреспонденции. Несмотря на то, что этикет электронного послания несколько упрощён по сравнению с рукописным письмом, в ряде случаев, в особенности при обращении к старшему, японцы не пропускают ни единого сложившегося правила написания писем. А для этого существует огромное количество толстых словарей с «сезонными словами», сборников с таблицами вежливого языка, цитатников с излюбленными высказываниями из писем в классической литературе, а также просто пособий по написанию писем, от многотомных до карманных.

Итак, какие основные правила нужно запомнить при написании письма японцу? Начните с описания погоды и тут же справьтесь о здоровье того, к кому вы обращаетесь. Например: «День и ночь идут дожди. Как Вы себя чувствуете?», «Стоит невыносимая жара. Как Вы поживаете?», «Зацвела сакура. Я рад слышать, что у Вас всё в порядке». При написании на японском, если вы обращаетесь к старшему, необходимо использовать вежливый стиль речи (кэйго), то есть все обращения к адресату, описываемые объекты, к нему относящиеся, упоминания его членов семьи должны быть поставлены в уважительную форму. В японском языке это достигается с помощью префиксов вежливости, составных вежливых форм и специальной вежливой лексики. Существует и пласт самоуничижительной лексики, используемой, например, когда фирма-исполнитель письменно обращается к клиенту-заказчику или при написании писем особо важным персонам - преподавателям, деятелям искусства, людям, оказавшим вам огромную услугу. Всевозможные вежливые обороты неимоверно усложняют процесс написания, так как напоминают добавочный язык в языке. Заканчивать письмо также необходимо несколькими учтивыми фразами в зависимости от содержания письма. Например: «Спасибо за постоянную заботу обо мне», «На этом я прошу позволения завершить своё послание», «Нижайше прошу прощения за то, что оторвал Вас от драгоценных занятий и дерзнул потратить Ваше время» и т.д. Далее следует благопожелание, которое тоже может употребляться в совокупности с упоминанием о погоде: «В это время года часты дожди, будьте любезны, заботьтесь о своём здоровье», «Жару трудно переносить, но я молю о Вашем благополучном состоянии», «Я прошу Вас быть осторожным и заботиться о себе» и т.д.

Если письмо пишется от руки, то здесь включается ещё дополнительный ряд правил о том, где и как правильно подписывать конверт, куда вписывать оба адреса и т.д. и т.п. Так, на конверте рядом с именем адресата необходимо подписать иероглиф сама (приблизительно «Господину» или «Госпоже»).

Современная японская молодёжь в своих посланиях друг другу, правда, иногда игнорирует сложившиеся правила, порою опуская даже приветствие, на что старшее поколение обоснованно сетует, говоря, что письмо (или даже электронное сообщение) без приветствия, зачина, концовки и подписи -письмо никому и в никуда. Думается, и русской молодёжи стоит взять это на заметку.

Короче говоря, если русскому требуется около получаса, чтобы написать предельно вежливое письмо, японцу, в силу всего вышесказанного, необходимо около двух часов. Но зато это будет чуть ли не очередной шедевр эпистолярного жанра.