Маленькие баллы по егэ, что делать. Перевод баллов ЕГЭ: Детальное описание системы оценивания 150 баллов по егэ
Минимально необходимые баллы. Перевод баллов в пятибалльную систему.
Часто родители и ученики задают вопрос: сколько баллов по предмету надо набрать, чтобы предмет считался сданным? Приводим письмо Рособрнадзора по условиям сдачи ОГЭ и перевода его в пятибалльную систему. Баллы ЕГЭ.
● Минимальное количество баллов по предметам:
Письмо Рособрнадзора № 10220 от 03.04.2018 года по определению минимального количества баллов основного государственного экзамена и рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ в пятибалльную систему оценивания.
Рекомендации по определению минимального количества баллов основного государственного экзамена (ОГЭ), подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в 2018 году.
Рекомендации по переводу суммы первичных баллов за
экзаменационные работы основного государственного экзамена (ОГЭ) в пятибалльную систему оценивания
1. РУССКИЙ ЯЗЫК
Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы, - 39 баллов .
2. МАТЕМАТИКА
Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы, - 32 балла. Из них за выполнение заданий модуля «Алгебра» - 20 баллов, модуля «Геометрия» - 12 баллов.
Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы - 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий обоих модулей, при условии, что из них не менее 2 баллов получено по модулю «Геометрия».
* Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования.
Ориентиром при отборе в профильные классы могут быть показатели, нижние границы которых соответствуют следующим первичным баллам:
- для естественнонаучного профиля: 18 баллов, из них не менее 6 по геометрии;
- для экономического профиля: 18 баллов, из них не менее 5 по геометрии;
- для физико-математического профиля: 19 баллов, из них не менее 7 по геометрии.
3. ФИЗИКА
Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы, - 40 баллов.
Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале :
* Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.
4. ХИМИЯ
Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ по химии за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), -34 балла.
Шкала пересчета суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1):
* Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ по химии за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), 38 баллов.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсии 2) :
* Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.
Продолжение на второй странице.
Каждый выпускник отлично понимает, что для успешного поступления на интересующую специальность необходимо качественно подготовится к ЕГЭ 2018 и набрать максимально возможные баллы. Что же значит «хорошо сдать экзамен» и сколько баллов будет достаточно для того, что бы побороться за бюджетное место в том или ином ВУЗе? Об этом пойдет речь в данной статье.
Мы затронем такие важные вопросы:
Прежде всего, важно понимать, что существует:
- минимальный балл, дающий право на получение аттестата;
- минимальный балл, позволяющий подать документы в ВУЗ;
- минимальный балл, достаточный для реального поступления на бюджет по конкретной специальности в определенном университете России.
Естественно, что эти цифры существенно отличаются.
Минимальный аттестационный балл
Минимальные аттестационные баллы ЕГЭ установлены для обязательных предметов – русского языка и математики базового уровня и в 2018составляют:
Преодолев данный порог, но, не дотянув до минимального тестового балла, экзаменуемый получит аттестат, но не сможет подать документы в университет.
Минимальный тестовый балл
Тестовый минимум – это пороговое значение, дающее право на вступление в ВУЗ. Иными словами, лица, преодолевшие тестовый порог теоретически имеют право вступить в борьбу за бюджетные места. Хотя, на практике, вступить с минимальными показателями в высоко котируемые университеты практически нереально.
В 2018 году по всем предметам, кроме русского языка и базовой математики тестовые минимальные баллы ЕГЭ совпадают с аттестационными и составляют:
Предмет | Минимальный тестовый балл |
Русский язык | |
Математика (базовый уровень) | |
Математика (профильный уровень) | |
Обществознание | |
Литература | |
Иностранный язык | |
Биология | |
Информатика | |
География |
Принцип расчета успешности сдачи единого государственного экзамена предполагает, что испытуемый должен продемонстрировать высокий, средний либо достаточный уровень знаний, соответствующий в школьной шкале оценкам «5», «4» и «3».
В случае неудовлетворительного результата, а также при сдаче на балл, который сам экзаменуемый считает для себя недостаточным, выпускникам предоставляется право пересдачи ЕГЭ.
Минимальный балл для поступления на бюджет
Большинство ВУЗов оглашают пороговый балл, необходимый для претендующих на бюджетное место. Это позволяет каждому абитуриенту реально оценивать перспективы поступления и выбирать университеты и специальности с учетом набранных на ЕГЭ баллов.
В 2018 году можно ориентироваться на тот факт, что в прошлом сезоне средние проходные баллы по всем предметам ЕГЭ среди абитуриентов, поступивших в МГИМО и другие высоко котируемые университеты столицы, колебались между пороговым значением 80-90. Но, для большинства региональных ВУЗов РФ конкурентным результатом можно считать уже 65-75 баллов.
Перевод первичного балла в результирующий
Выполняя задания, предложенные в билете ЕГЭ, экзаменуемый набирает так называемые первичные баллы, максимальное значение которых варьируется в зависимости от предмета. При оценивании уровня знаний, такие первичные баллы переводятся в результирующие, которые заносятся в сертификат и являются базовыми при поступлении.
С помощью онлайн калькулятора, вы сможете сопоставить первичные и тестовые баллы по интересующим предметам.
Также как в прошлом году, в 2018 набранные при прохождении ЕГЭ баллы влияют на балл аттестата и, хотя официально таблица сопоставления тестового балла и традиционных оценок, не принята, можно приблизительно сопоставить свои баллы прямо сейчас, используя универсальный калькулятор.
Проходные баллы топ 10 ВУЗов России
суммарный |
||
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | ||
Московский физико-технический институт | ||
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | ||
Санкт-Петербургский государственный университет | ||
Московский государственный институт международных отношений | ||
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | ||
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана | ||
Национальный исследовательский Томский политехнический университет | ||
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | ||
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
Обратите внимание, что средние проходные баллы по разным специальностям в одном ВУЗе могут существенно отличаться. Эта цифра отображает минимальный балл абитуриентов, поступивших на бюджет, и имеет тенденцию изменяться каждый год. Результаты 2017 года могут служить лишь неким ориентиром для абитуриентов 2018, мотивируя к достижению максимально высоких результатов.
На минимальный проходной балл влияет множество факторов, в числе которых:
- общее количество выпускников, подавших заявления и баллы, указанные в их сертификатах;
- число абитуриентов, предоставивших оригиналы документов;
- количество льготников.
Так, увидев свою фамилию на 20 месте в списке специальности, предусматривающей 40 бюджетных мест, можно с уверенностью считать себя студентом. Но, даже если вы окажитесь в этом списке 45, нет повода расстраиваться, если среди стоящих перед вами числится, 5-10 человек, предоставивших копии документов, ведь скорее всего эти люди настроены на другой ВУЗ и подали документы на эту специальность как на запасной вариант.
Исследование качества приема в российские университеты НИУ «Высшая школа экономики» и Минобрнауки России вместе с МИА «Россия сегодня» проводят уже пять лет, с 2011 года. В основе исследования лежит анализ информации, представленной на сайтах высших учебных заведений, который сверяется с данными отчетов вузов в Минобрнауки. При необходимости проводится сверка данных с приемными комиссиями вузов.
Результаты исследования (часто их называют мониторингом качества приема) широко используются в первую очередь абитуриентами, принимающими решение о выборе вуза и образовательной программы, а также самими вузами для анализа своего положения на рынке высшего образования. Минобрнауки России и руководство российских регионов опираются на результаты мониторинга при оценке работы вузов и выработке образовательной политики.
По традиции первая часть исследования — итоги зачисления на бюджетные места — представляется министром образования и науки России и ректором ВШЭ в начале сентября. В октябре публикуется вторая часть исследования, которая включает анализ платного приема (количество зачисленных, средний балл и стоимость обучения), а также его сопоставление с качеством и размерами бюджетного набора.
Мониторинг включает только очное обучение, а также только те вузы, прием в которые определяется конкурсом ЕГЭ и олимпиадами. В мониторинге не участвуют творческие вузы и вузы силовых ведомств.
Общие наблюдения
- Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные места, как правило, на 5-6 баллов выше средних баллов ЕГЭ зачисленных на платные места — такое соотношение сохраняется на протяжении всего мониторинга.
- По общей численности поступающих на 1-й курс бюджетный набор приблизительно в два раза превышает платный.
Рис. 1. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места и общая численность первокурсников, 2011-2016
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места | 63,6 | 63,5 | 67,2 | 64,3 | 65,7 | 66,6 |
зачислено на бюджетные места, чел. | 286 621 | 302 656 | 299 822 | 281 583 | 288 154 | 275 566 |
ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места | 57,5 | 56,6 | 61,9 | 57,3 | 60,3 | 60,8 |
зачислено на платные места, чел. | 99 131 | 151 581 | 158 335 | 148 393 | 136 386 | 154 293 |
- Больше всего абитуриентов поступают в классические университеты и технические вузы.
Рис. 2. Распределение первокурсников по вузам разных профилей, 2016
- В целом по России наиболее высокие средние баллы ЕГЭ абитуриентов демонстрируют медицинские вузы. Слабых абитуриентов больше в технических, педагогических и аграрных вузах.
Рис. 3. Средние баллы ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места, по вузам разных профилей, 2011-2015
Таблица 1. Топ-20 вузов с наиболее высокими средними баллами ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, 2011-2015
Популярные направления подготовки
То, насколько та или иная профессия притягательна в глазах абитуриентов и их семей, можно косвенным образом оценить, сравнивая 1) доли победителей и призеров олимпиад среди зачисленных на разные направления подготовки (так как эта группа абитуриентов наиболее свободна в выборе вуза) и 2) доли зачисленных на платные места (так как эта группа абитуриентов выбирает, куда вложить собственные средства).
Абсолютным лидером остается направление «Международные отношения»: доля «олимпиадников» в нем достигает 13% (и это самая большая доля среди всех направлений) , а зачисленные на платные места составляют три четверти всего набора.
В целом по доле платного приема социальные и гуманитарные направления подготовки заметно опережают технические.
Таблица 2. Группы направлений подготовки с самым большим (более 70%) и самым малым (менее 5%) платным набором
Группа направлений | Зачислено в 2015 г. всего, чел. | Из них зачислено на платные места, % | |
большой | 3973 | 77,9 | |
Экономика | 35526 | 77,7 | |
Международные отношения | 4063 | 77,4 | |
6339 | 76,7 | ||
Юриспруденция | 23129 | 73,1 | |
малый | 3782 | 4,8 | |
Сельское и рыбное хозяйство | 16656 | 4,7 | |
Технологические машины и оборудование | 7578 | 4,6 | |
География | 2319 | 4,4 | |
9429 | 4,4 | ||
Управление водным транспортом | 1050 | 3,9 | |
Полиграфия и упаковка | 332 | 3,6 | |
Лесное дело | 3067 | 3,4 | |
Технологии легкой промышленности | 807 | 2,4 | |
Вооружение | 719 | 1,9 | |
Металлургия | 1492 | 1,9 | |
Материалы | 1839 | 1,5 | |
Морская техника | 1772 | 1,4 | |
Почвоведение | 297 | 1,0 |
Эти же направления подготовки выбирают для себя и льготные категории поступающих: наиболее велика их доля (от 7 до 8,5%) на направлениях «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Менеджмент».
Таблица 3. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля абитуриентов с особыми правами превышает 7%, 2015 г.
По доле олимпиадников состав направлений-лидеров менее однороден: наряду с гуманитариями заметные позиции занимают физика, математика и химия.
Таблица 4. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля победителей и призеров олимпиад превышает 4%, 2015 г.
Группа направлений | Доля олимпиадников, % | |
Международные отношения | 4063 | 13,38 |
Физика | 5240 | 7,28 |
Востоковедение и африканистика | 1310 | 6,85 |
Теория искусств | 438 | 6,67 |
Дизайн | 2801 | 6,48 |
7735 | 5,35 | |
Реклама и связи с общественностью | 3973 | 5,01 |
Математика | 10463 | 4,93 |
Ядерные физика и технологии | 1201 | 4,59 |
Экономика | 35526 | 4,51 |
Химия | 3144 | 4,25 |
Потребности предприятий и организаций, региональных и муниципальных органов власти, выраженные в профиле целевого набора, фокусируются на базовых для общества профессиях: медики, педагоги, юристы и технари-специалисты в сфере транспорта.
Таблица 5. Направления подготовки, среди зачисленных на которые доля «целевиков» превышает 15%, 2015 г.
Группа направлений | Зачислено на бюджетные и платные места всего, чел. | Доля «целевиков», % |
Здравоохранение | 41310 | 50,12 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 3782 | 44,59 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 1712 | 28,90 |
Вооружение | 719 | 23,26 |
Транспортные средства | 13315 | 21,86 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 9429 | 19,59 |
Юриспруденция | 23129 | 19,44 |
Педагогическое образование | 27978 | 16,78 |
Нефтегазовое дело | 3194 | 16,47 |
Машиностроение | 2286 | 16,22 |
Морская техника | 1772 | 15,28 |
Сильные и слабые направления подготовки
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на бюджет 2015 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2015 | Зачислено на бюджет 2014 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2014 | Зачислено на бюджет 2013 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2013 | Зачислено на бюджет 2012 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2012 | Зачислено на бюджет 2011 | Ср.балл ЕГЭ (бюджет) 2011 |
Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН | 1 | 59 | 95,5 | ||||||||||||
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 436 | 94,7 | 416 | 93,8 | 450 | 96,5 | 463 | 93,7 | 448 | 93,7 | |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 890 | 93,8 | 926 | 92,7 | 944 | 93,6 | 867 | 91,2 | 854 | 90 | |
4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1989 | 91,5 | 1873 | 91,4 | 2102 | 94,2 | 1596 | 93,4 | 1721 | 90 | |
5 | 9 | 4 | 6 | 8 | 208 | 89,4 | 187 | 85,5 | 185 | 90,6 | 171 | 86,8 | 175 | 84,4 | |
6 | 4 | 7 | 9 | 9 | 2340 | 88,1 | 2365 | 88 | 2640 | 89 | 2915 | 84,2 | 2887 | 82,6 | |
7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 3848 | 87,1 | 3919 | 86,3 | 3998 | 89,3 | 3829 | 86,6 | 3912 | 85,6 | |
8 | 10 | 16 | 37 | 36 | 475 | 86,3 | 607 | 84,8 | 865 | 85 | 1249 | 77,2 | 1215 | 76,9 | |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва | 9 | 8 | 17 | 11 | 13 | 611 | 85,6 | 640 | 86 | 575 | 85 | 561 | 83,3 | 511 | 81,1 |
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва | 10 | 11 | 8 | 8 | 5 | 75 | 85,6 | 46 | 83,5 | 42 | 87,6 | 42 | 85,7 | 40 | 89 |
11 | 15 | 21 | 14 | 34 | 529 | 84,6 | 621 | 82,8 | 697 | 84,4 | 444 | 82 | 474 | 77,8 | |
Самарский государственный экономический университет | 12 | 28 | 67 | 65 | 50 | 204 | 84 | 212 | 79,2 | 259 | 77,9 | 219 | 74,3 | 218 | 75,1 |
13 | 5 | 5 | 12 | 19 | 620 | 83,2 | 565 | 87,8 | 592 | 90,1 | 573 | 82,9 | 592 | 80,7 | |
14 | 6 | 9 | 4 | 4 | 1034 | 83 | 1032 | 87,3 | 1398 | 87,4 | 628 | 91,1 | 582 | 89,4 | |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики | 15 | 12 | 26 | 15 | 20 | 1122 | 82,7 | 1173 | 83 | 1282 | 83,6 | 1372 | 81,9 | 1377 | 80,2 |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | 16 | 19 | 14 | 13 | 25 | 177 | 82,7 | 181 | 80,7 | 167 | 85,3 | 167 | 82,5 | 169 | 79,1 |
17 | 18 | 13 | 29 | 29 | 576 | 82,6 | 449 | 81 | 540 | 85,3 | 510 | 79,2 | 554 | 78,5 | |
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна | 18 | 34 | 48 | 49 | 71 | 481 | 82,5 | 441 | 78 | 385 | 80,9 | 409 | 75,7 | 500 | 72,5 |
Российская академия правосудия, г. Москва | 19 | 20 | 20 | 5 | 6 | 83 | 82,5 | 91 | 80,4 | 102 | 84,5 | 87 | 87,8 | 78 | 86 |
20 | 14 | 11 | 10 | 17 | 866 | 82,3 | 1142 | 82,8 | 1146 | 85,6 | 926 | 83,3 | 850 | 80,9 | |
21 | 16 | 12 | 20 | 10 | 943 | 82 | 930 | 82,7 | 895 | 85,4 | 791 | 81,3 | 760 | 82 | |
Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова | 22 | 25 | 10 | 26 | 16 | 1262 | 81,8 | 1392 | 79,6 | 1351 | 86,1 | 1084 | 80,2 | 990 | 80,9 |
24 | 13 | 28 | 27 | 58 | 1341 | 81,2 | 1024 | 83 | 1056 | 83,3 | 932 | 79,7 | 1084 | 74,2 | |
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет | 25 | 24 | 24 | 18 | 21 | 430 | 81 | 455 | 79,7 | 445 | 83,7 | 445 | 81,5 | 439 | 80 |
30 | 31 | 15 | 17 | 14 | 425 | 80 | 420 | 78,5 | 366 | 85,1 | 375 | 81,9 | 392 | 81,1 | |
Санкт-Петербургский государственный экономический университет | 31 | 42 | 40 | 25 | 18 | 772 | 79,7 | 1035 | 76,7 | 696 | 81,5 | 702 | 80,4 | 678 | 80,9 |
36 | 17 | 18 | 31 | 15 | 367 | 79,3 | 359 | 81,4 | 345 | 85 | 341 | 78,5 | 334 | 81,1 | |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана | 42 | 52 | 27 | 22 | 11 | 3088 | 78,5 | 2968 | 75,5 | 2824 | 83,3 | 2520 | 81,1 | 2756 | 81,3 |
Литературный институт им. А.М. Горького, г. Москва | 49 | 21 | 33 | 19 | 22 | 91 | 77,5 | 91 | 80 | 82 | 82,6 | 71 | 81,4 | 71 | 79,5 |
58 | 26 | 19 | 34 | 12 | 635 | 75,8 | 592 | 79,4 | 452 | 84,7 | 474 | 77,9 | 350 | 81,3 | |
Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала | 131 | 94 | 29 | 16 | 23 | 485 | 69,9 | 486 | 71,2 | 485 | 83 | 467 | 81,9 | 484 | 79,4 |
Таблица 9. ТОП-20 вузов по качеству платного приема (2011-2015)
Вуз | 2015 (место в рейтинге) | 2014 (место в рейтинге) | 2013 (место в рейтинге) | 2012 (место в рейтинге) | 2011 (место в рейтинге) | Зачислено на платные места 2015 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2015 | Зачислено на платные места 2014 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2014 | Зачислено на платные места 2013 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2013 | Зачислено на платные места 2012 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2012 | Зачислено на платные места 2011 | Ср.балл ЕГЭ зачисленных на платные места 2011 |
Московский физико-технический институт | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 149 | 82,5 | 74 | 78,9 | 119 | 80,9 | 113 | 77,7 | 60 | 76,1 |
Московский государственный институт международных отношений | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 645 | 81,3 | 716 | 78,9 | 748 | 84,9 | 597 | 79,4 | 538 | 78,8 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 1965 | 79,3 | 914 | 77,8 | 1577 | 81,1 | 1145 | 77,9 | 889 | 75,8 |
Санкт-Петербургский государственный университет | 4 | 5 | 9 | 13 | 13 | 774 | 77,3 | 890 | 75 | 1266 | 76,3 | 1298 | 69 | 972 | 68,1 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва | 5 | 9 | 32 | 53 | 62 | 305 | 76 | 66 | 71,8 | 353 | 69,7 | 340 | 61,7 | 251 | 60,8 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | 6 | 6 | 4 | 4 | 6 | 1807 | 74,3 | 1431 | 72,4 | 1352 | 78,3 | 1450 | 73,5 | 1339 | 72,7 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург | 7 | 8 | 14 | 12 | 19 | 498 | 74,3 | 300 | 72 | 108 | 73,7 | 88 | 69,1 | 51 | 66,3 |
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова | 8 | 7 | 6 | 6 | 33 | 415 | 72,6 | 253 | 72,2 | 345 | 77,6 | 195 | 71,9 | 222 | 63,3 |
Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва | 9 | 12 | 8 | 10 | 20 | 347 | 72,5 | 373 | 69,1 | 362 | 76,5 | 371 | 69,2 | 227 | 66,2 |
Московский институт электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики» | 10 | 10 | 17 | 28 | 91 | 63 | 71,1 | 12 | 70,4 | 35 | 72,8 | 28 | 64,6 | 24 | 58,2 |
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва | 11 | 60 | 45 | 42 | 72 | 533 | 70,7 | 367 | 61,6 | 623 | 67,7 | 481 | 62,7 | 214 | 59,3 |
Московский архитектурный институт (государственная академия) | 12 | 113 | 101 | 161 | 134 | 70,6 | 129 | 62,5 | 98 | 57,4 | 97 | 55,5 | |||
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва | 13 | 34 | 37 | 39 | 30 | 705 | 70,4 | 1445 | 63,9 | 1211 | 69,3 | 955 | 62,9 | 725 | 63,4 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 14 | 11 | 28 | 19 | 311 | 501 | 70,4 | 557 | 69,5 | 605 | 71 | 705 | 66,2 | ||
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина | 15 | 26 | 20 | 22 | 32 | 269 | 70,2 | 406 | 65,8 | 498 | 71,9 | 420 | 65,2 | 327 | 63,3 |
Казанский государственный медицинский университет | 16 | 15 | 12 | 7 | 41 | 405 | 69,9 | 266 | 68,2 | 371 | 74,3 | 152 | 71,3 | 268 | 62,4 |
Тверской государственный медицинский университет | 17 | 29 | 15 | 21 | 46 | 180 | 69,9 | 166 | 64,3 | 190 | 73,7 | 188 | 65,6 | 144 | 62 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Нижний Новгород | 18 | 18 | 22 | 57 | 29 | 58 | 69,9 | 57 | 67,5 | 146 | 71,5 | 91 | 61,4 | 103 | 63,8 |
Российская таможенная академия, г. Люберцы | 19 | 99 | 67 | 37 | 45 | 168 | 69,3 | 236 | 59,3 | 249 | 66 | 193 | 63,4 | 96 | 62,1 |
Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар | 20 | 22 | 16 | 16 | 12 | 562 | 69,1 | 588 | 66,8 | 650 | 73,5 | 530 | 67,3 | 319 | 68,4 |
вузы, входившие в Топ-20 в 2011-2014 гг. | |||||||||||||||
Московский государственный лингвистический университет | 22 | 4 | 11 | 11 | 15 | 198 | 68,9 | 18 | 75,2 | 110 | 74,6 | 206 | 69,1 | 91 | 67,5 |
Южный федеральный университет | 26 | 20 | 31 | 96 | 75 | 187 | 68 | 45 | 67,4 | 310 | 70 | 1026 | 58 | 276 | 59 |
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург | 28 | 49 | 21 | 18 | 84 | 270 | 67,6 | 286 | 62,8 | 292 | 71,9 | 261 | 66,5 | 279 | 58,6 |
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения | 29 | 62 | 76 | 103 | 11 | 596 | 67,2 | 683 | 61,4 | 592 | 64,7 | 547 | 57,3 | 375 | 69 |
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко | 30 | 13 | 10 | 8 | 8 | 382 | 67,1 | 368 | 68,8 | 398 | 75,6 | 449 | 69,3 | 542 | 70,5 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва | 32 | 19 | 29 | 9 | 10 | 1301 | 66,8 | 985 | 67,4 | 785 | 70,5 | 545 | 69,3 | 532 | 69,2 |
Московский государственный медико-стоматологический университет | 43 | 14 | 19 | 334 | 7 | 400 | 65,8 | 531 | 68,4 | 542 | 71,9 | 92 | 72,4 | ||
Ижевская государственная медицинская академия | 58 | 40 | 50 | 66 | 2 | 171 | 64 | 110 | 63,5 | 141 | 67,1 | 183 | 60,1 | 146 | 79,3 |
Ростовский государственный медицинский университет | 62 | 46 | 5 | 5 | 21 | 463 | 63,6 | 328 | 63 | 245 | 77,7 | 190 | 72,5 | 169 | 65,7 |
Московский государственный университет печати | 72 | 41 | 18 | 20 | 53 | 472 | 62,6 | 260 | 63,3 | 256 | 72,1 | 249 | 66,1 | 249 | 61,4 |
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова | 78 | 16 | 70 | 71 | 51 | 108 | 62,5 | 111 | 68,1 | 190 | 65,8 | 344 | 59,8 | 80 | 61,5 |
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) | 85 | 17 | 251 | 221 | 288 | 428 | 62,1 | 226 | 68 | 1003 | 57,1 | 845 | 53,3 | 510 | |
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва | 87 | 63 | 47 | 26 | 16 | 466 | 62 | 556 | 61,4 | 559 | 67,5 | 527 | 64,7 | 402 | 66,9 |
Южно-Российский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону | 112 | 78 | 65 | 51 | 17 | 322 | 61,2 | 369 | 60,5 | 371 | 66 | 357 | 61,9 | 371 | 66,9 |
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ | 118 | 58 | 7 | 14 | 1 | 88 | 61 | 89 | 61,8 | 127 | 76,6 | 97 | 67,8 | 99 | 81,5 |
Ставропольский государственный медицинский университет | 119 | 108 | 13 | 17 | 14 | 321 | 60,8 | 338 | 59 | 335 | 74,1 | 318 | 66,5 | 253 | 67,9 |
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Екатеринбург | 131 | 112 | 30 | 15 | 22 | 295 | 60,1 | 103 | 58,8 | 72 | 70,5 | 90 | 67,8 | 23 | 65,6 |
Самарский государственный медицинский университет | 134 | 27 | 41 | 33 | 9 | 265 | 60 | 240 | 64,6 | 206 | 68,4 | 278 | 63,8 | 255 | 69,9 |
Тольяттинский государственный университет | 173 | 158 | 239 | 267 | 18 | 466 | 58,1 | 494 | 56,2 | 505 | 57,5 | 515 | 51,8 | 439 | 66,8 |
Структура подготовки и платный прием
Можно выделить пять групп направлений по соотношению платного и бюджетного приема студентов.
Первая группа , наиболее многочисленная (28 направлений из 66) — платный прием незначителен, менее 10% от бюджетного. В том числе в эту группу входят шесть направлений из десяти, имеющих наибольший бюджетный прием: «сельское хозяйство», «транспорт», «энергетика», «математика», «электроника» и «экология». То, что на этих направлениям практически отсутствуют платные студенты, отражает в первую очередь традиционное «перепроизводство» кадров на бюджетных местах.
Вторая группа — платный прием есть, но невелик: от 10 до 35% бюджетного. Таких направлений 11 из 66, самые крупные — «педагогика» и «строительство». Как правило, абитуриенты этих направлений рассматривают свои перспективы будущего трудоустройства как хорошие, однако не рассчитывают на быструю карьеру.
Третья группа — платный прием от 36 до 80% бюджетного, примерно соответствует доле платного приема в системе высшего образования в целом. Это, можно сказать, оптимальное сочетание: платные студенты приносят вузу ощутимый дополнительный доход, при этом вуз не очень сильно от них зависит и может, соответственно, проводить достаточно принципиальную политику контроля качества. В эту группу входят 13 направлений, самое крупное — «здравоохранение», где на 25 тысяч бюджетных первокурсников пришлось 17 тысяч платников. Абитуриенты, зачисленные на образовательные программы по этим направлениям, имеют выраженные карьерные ожидания и настроены на достаточно высокие доходы в будущем.
Четвертая группа — платный прием составляет от 81 до 150% бюджетного. Платный набор для вузов этой группы почти так же важен, как и бюджетный, но последний все остается «опорным звеном» в экономике вуза и формировании его кадровой политики (абсолютное большинство преподавателей — на бюджетных ставках и только получают доплаты за счет платного набора). Таких направлений всего пять: «дизайн», «бизнес-информатика» и «сфера обслуживания», а также имеющие небольшой набор «издательское дело» и «теория искусств».
Наконец, пятая группа включает девять направлений, платный прием на которые более чем в два раза (а часто и в три или четыре) превосходит бюджетный. Здесь, как правило, совсем другая экономика: часть преподавателей оформлена на «внебюджетных» ставках, а платные студенты определяют качество аудитории. Вуз вынужден ориентироваться именно на платных студентов в своей политике качества. Среди наиболее крупных направлений этой группы — «экономика», «юриспруденция», «менеджмент», «лингвистика и иностранные языки», «государственное и муниципальное управление», «реклама» и «международные отношения».
Таблица 10. Группы направлений с наибольшим бюджетным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места, тыс. чел.2015 / 2014 | Примечания | |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема; рост цен |
Информатика и вычислительная техника | 18,5 / 17 | 2,5 / 2,6 | 13% | |
Сельское хозяйство | 16 / 16 | 0,8 / 1,3 | 5% | |
Строительство | 13,5 / 13,5 | 2,9 / 2,2 | 21% | Рост цен |
Транспортные средства | 12,5 / 12 | 0,8 / 0,6 | 6% | |
Энергетика | 11,5 / 11,5 | 0,8 / 0,5 | 7% | |
Математика | 9,5 / 9,1 | 0,8 / 0,7 | 8% | Рост цен и качества платного приема |
Электроника, радиотехника и связь | 9 / 8,7 | 0,4 / 0,3 | 5% | Небольшое снижение цен |
Экология | 8,5 / 8 | 0,8 / 1,1 | 9% | Рост цен |
Таблица 11. Группы направлений с наибольшим платным приемом
Группа направлений | Зачислено на бюджетные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Зачислено на платные места,тыс. чел.2015 / 2014 | Доля платного приема относительного бюджетного | Примечания |
Экономика | 7,9 / 8,9 | 28 / 33,5 | 356% | Единственное крупное направление, где снизились контрольные цифры бюджетного приема. Рост качества платного приема приокращении количества |
Здравоохранение | 24,5 / 23,8 | 17,2 / 16,2 | 70% | |
Юриспруденция | 5,7 / 5,3 | 16,5 / 15 | 289% | Рост бюджетного и платного приема |
Менеджмент | 7,7 / 7,4 | 14 / 20 | 179% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цены |
Педагогика | 21,5 / 22,5 | 6,3 / 5,4 | 30% | Рост качества бюджетного и платного приема, рост цен |
Лингвистика и иностранные языки | 2,9 / 2,8 | 5,2 / 4 | 181% | Рост качества бюджетного приема; резкий рост численности платного приема при резком росте цен |
Государственное и муниципальное управление | 1,5 / 1,5 | 4,9 / 8 | 331% | |
Сфера обслуживания | 3,9 / 3,8 | 4,4 / 5,6 | 113% | Резкое сокращение платного приема при росте качества и значительном повышении цен |
Реклама и связи с общественностью | 0,9 / 0,7 | 3,3 / 3,3 | 378% | |
Международные отношения | 0,9 / 1,0 | 3,2 / 2,9 | 348% |
Можно увидеть, что перечень самых крупных бюджетных направлений и перечень самых крупных платных направлений пересекаются только в двух случаях: по «здравоохранению» и «педагогике». Это результат того, что Минобрнауки за последние несколько лет в 1,5-2 раза сократило бюджетный прием на три наиболее популярных платных группы — «экономику», «юриспруденцию» и «менеджмент». Сокращение отражает в том числе политику вытеснения откровенно слабых образовательных программ, реализуемых непрофильными вузами, не имеющими достаточного кадрового потенциала. Такая политика началась с «обрезания» бюджетного приема, но затрагивает и платный: целый ряд вузов в последнее время сворачивает соответствующие программы.
Традиционно платный прием проводится в первую очередь на социально-экономические и гуманитарные направления, а также медицинские. Если в структуре бюджетного приема они занимают 27%, то в структуре платного — порядка 87%. Естественные науки (направления классических университетов) занимают около 14% в бюджетном приеме, тогда как в платном наборе их доля немногим превышает 2%. На долю технических наук и технологий приходится свыше 40% бюджетного набора и лишь 10% платного. Такая структура в целом воспроизводится на протяжении всего периода наблюдений (2011-2015) с вариациями в пределах 3-5%. См. табл. 10.
Таблица 12. Структура бюджетного и платного приема в разрезе по отраслям знания, 2011-2015
Бюджетный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 6,5 | 6,7 | 6,4 | 6,4 | 6,0 | |
гуманитарные науки, % | 7,8 | 7,7 | 8,0 | 7,6 | 8,0 | |
естественные науки, % | 14,1 | 13,8 | 13,8 | 14,0 | 14,5 | |
медицинские науки, % | 8,6 | 8,5 | 7,3 | 6,9 | 7,1 | |
педагогические науки, % | 10,6 | 11,2 | 11,5 | 11,8 | 11,1 | |
социальные науки, % | 10,5 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 13,4 | |
технические науки, % | 41,9 | 41,1 | 41,0 | 40,3 | 40,0 | |
Всего зачислено человек | 288 808 | 282 474 | 307 046 | 314 752 | 301 327 | |
Платный прием | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | |
с / х науки, % | 0,6 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | |
гуманитарные науки, % | 22,9 | 18,6 | 18,5 | 16,9 | 19,2 | |
естественные науки, % | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 3,3 | 2,7 | |
медицинские науки, % | 12,3 | 11,0 | 11,2 | 9,9 | 11,2 | |
педагогические науки, % | 6,1 | 4,7 | 4,6 | 4,6 | 3,9 | |
социальные науки, % | 45,1 | 53,8 | 53,1 | 53,0 | 52,3 | |
технические науки, % | 10,7 | 8,3 | 8,7 | 11,3 | 9,8 | |
Всего зачислено человек | 135 524 | 147 660 | 157 878 | 153 389 | 99 620* |
Сравнение качества бюджетного и платного приема — 2015
Традиционно платное образование выбирается более слабыми студентами, и здесь порог задают — или не задают — сами вузы.
Больше половины «троечников» (средний балл ЕГЭ ниже 56) на платное обучение набрали в 2015 году 150 вузов из 412, вошедших в рейтинг (36%). Это значительное улучшение ситуации — в прошлом году их было 198, почти половина (48%).
Таблица 13. Распределение вузов по качеству бюджетного и платного приема
Основная масса студентов, самостоятельно оплачивающих свое очное образование, — это уже не «троечники». Это «хорошисты». С чем связан такой сдвиг? Можно сделать два предположения. Первое — студенты 2015 года в целом несколько лучше сдали ЕГЭ. Второе — произошла поляризация как между вузами, так и внутри групп направлений. В популярные вузы студенты готовы поступать и на платную форму, в то время аутсайдерам остаются самые слабые абитуриенты, в том числе на бюджетную форму.
На диаграммах ниже сопоставляется качество бюджетного набора с качеством платного набора. По оси У отложен средний балл платного набора, по оси Х - средний балл бюджетного набора. Цвет "горохов" отражает качество платного набора: зеленые - средний балл выше 70, белые - средний балл ниже 70 и выше 56, красные - средний балл ниже 56. В классических университетах вузы с "отличным" бюджетным приемом (средний балл выше 70) на платные места чаще всего набирают абитуриентов-"хорошистов" (средний балл 56-70). В технических вузах, где по группе в целом больше "хорошистов", до половины платного набора - "троечники" (средний балл ниже 56), однако видно, что "троечники" - как правило, вузы с не крупным набором.
Абитуриенты и их семьи стали лучше различать качество образовательных программ, их вклад (а также вклад бренда вуза) в человеческий капитал студентов. В 2015 г. году МОН РФ впервые обнародовал данные о среднем заработке и профессиональном трудоустройстве выпускников вузов. Если раньше информация о том, что выпускники топовых вузов зарабатывают в среднем в 1,5 раза больше, чем выпускники других вузов по тому же направлению, обсуждалась на уровне отдельных кейсов, мнений и слухов (формируя, тем не менее, общественное мнение), то теперь эту тенденцию можно считать доказанной.
Идет изменение структуры государственного задания — расширение инженерных направлений, дальнейшее сокращение социально-экономических (за счет экономики и бизнес-информатики). Предполагается, что население предъявляет достаточный платежеспособный спрос на программы социально-экономических и гуманитарных направлений, что позволяет обходиться без увеличения бюджетной поддержки.
Многие вузы, не получавшие госзадания на реализацию популярных образовательных программ (экономику, менеджмент и др.), продолжали прием абитуриентов на них уже полностью на внебюджетной основе. Это потребовало кадрового и информационного обеспечения программ, которое у вузов в такой ситуации значительно ослабло. Результат налицо: платный набор в этих вузах сокращается, в иных случаях опускаясь до уровня, критического для дальнейшего продолжения таких программ.
В зоне риска здесь вузы, набирающие на платные программы, не подкрепленные бюджетным набором по соответствующему направлению, менее 30 студентов. Ведь, во-первых, платный студент, как правило, подготовлен слабее, чем поступивший на бюджетное место, и потому больше рискует оказаться в числе неуспевающих. Во-вторых, такой студент может прекратить обучение не только вследствие неуспеваемости, но и по причинам финансового характера. Уже на третьем курсе от первоначально набранных платных студентов может остаться менее половины, и поступающих от них средств будет недостаточно даже для оплаты необходимых преподавателей.
2015 год может стать рубежным примерно для 60% ныне действующих сугубо внебюджетных программ по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция» и другим социально-экономическим и гуманитарным направлениям: в 2016 году эти программы могут прекратить новый набор (в 2015 году они набрали менее 30 человек).
Динамика качества приема, 2011-2015
Самое высокое качество бюджетного набора стабильно сохраняется в медицинских и социально-экономических вузах, причем в последних за период с 2011 по 2015 г. "зеленая зона" (средний балл выше 70) заметно расширилась. Аграрные вузы остаются в основном в "красной зоне" (средний балл ЕГЭ по вузу ниже 56). Среди классических университетов и технических вузов пропорции вузов-"отличников", "хорошистов" и "троечников" примерно одинаковы и держатся без особенных изменений. Заметно повысилось качество бюджетного приема в педагогических вузах.
В платном наборе в целом сохраняются такие же пропорции, хотя и с определенным сдвигом к более низким баллам.
Ценовые стратегии вузов в условиях экономического спада
Среди вузов, предлагающих платные программы в 2015 г., 47% по сравнению с 2014 г. повысили цены, 36% сохранили их неизменными в номинальном выражении, 17% сочли необходимым снизить цены (в качестве значимых мы рассматривали изменения более 5 тыс. рублей в год). При этом 14 вузов повысили среднюю по вузу стоимость обучения на 50-100 тыс. рублей в год; 39 вузов — на 20-50 тыс. рублей в год; 124 вуза — на 5-20 тыс. рублей в год; 137 вузов никак не изменили стоимость или же изменили ее незначительно (в пределах 5 тыс. рублей), 58 вузов снизили стоимость обучения на 5-20 тыс. рублей, а 8 вузов — на 20-50 тыс. рублей.
При этом модели поведения — распределение вузов на группы повышающих и снижающих цены — разнятся по направлениям. подготовки: в отношении социально-экономических и гуманитарных программ, с одной стороны, и технических программ, с другой, вузы чаще придерживаются разных стратегий. Среди технических направлений заметно выше доля программ, снизивших стоимость обучения в 2015 г. Среди социально-экономических программ преобладает доля тех, кто повысил стоимость обучения относительно незначительно (5-20 тыс. руб.).
Так, по направлению «экономика» платный набор в 2015 году вели 305 вузов, из них 30 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 95 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 18 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. По направлению «юриспруденция» платный набор в 2015 году вели 181 вуз, из них 26 вузов повысили стоимость более чем на 20 тыс. рублей в год, 63 вузов — на 5-20 тыс. рублей и 6 вузов снизили стоимость на 5-60 тыс. рублей. При этом по направлению «информатика и вычислительная техника» более трети вузов понизили цены более чем на 5 тыс. рублей, а по направлению «энергетика и энергетическое машиностроение» таких вузов почти половина.
Таблица 14. Изменение стоимости обучения по направлениям подготовки, 2014-2015 гг.
Каковы различия в ценовой политике столичных и регинальных вузов? Разброс цен среди
дорогих образовательных программ значительно
выше, чем среди программ умеренной стоимости. При этом пропорции дорогих и недорогих программ по разным направлениям подготовки примерно одинаковы. Можно выделить три стратегии ценовой политики вузов: единая стоимость для всех образовательных программ (спрос определяется качеством программы и репутацией вуза); ценовая дифференциация программ; сегментирование программ на популярные и непопулярные.
Сильные вузы, что ожидаемо, устанавливают высокие минимальные баллы. В «десятке» сильнейших вузов по качеству бюджетного приема средний минимальный балл составляет 61,3 пункта (в расчете на один предмет по всем вузам) — против 34,2 по порогам Рособрнадзора. Самые высокие баллы среди вузов-лидеров установили МФТИ, МИФИ, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Самые низкие — МГИМО и МГУ им. Ломоносова (прочем, это никак не повлияло на высокое качество приема в эти вузы). А вот среди 74 вузов из «красной» зоны (средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в них ниже 56) ни один не установил минимальный порог выше уровня, предложенного Рособрнадзором.
Только 15% вузов используют минимальные баллы в качестве реального инструмента отбора абитуриентов.
Вузы, установившие самые высокие проходные баллы в 2015 г.:
- Балтийский федеральный ун-т им. И. Канта
- Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва
- Гос. институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва
- Гос. ун-т управления, г. Москва
- Кубанский гос. ун-т, г. Краснодар
- Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
- Московский гос. гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова
- Московский ин-т электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики»
- Московский физико-технический институт
- Нац. иссл. Томский политехнический ун-т
- Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики», г. Москва
- Нац. иссл. ядерный ун-т «МИФИ», г. Москва
- Новосибирский Нац. иссл. гос. ун-т
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова
- Самарский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский гос. ун-т
- Санкт-Петербургский Нац. иссл. ун-т информационных технологий, механики и оптики
- Смоленский гос. ун-т
- Тверской гос. ун-т
- Уральский федеральный ун-т им. Б.Н. Ельцина
- Южный федеральный ун-т
Направления подготовки, на которые вузы чаще устанавливают высокие проходные баллы.
Проходной балл - величина непостоянная. На его значение оказывают сильное влияние количество вузов с аналогичным качеством образования, а также число абитуриентов.
Вам понадобится
- - приемная комиссия вуза, информация о том, сколько абитуриентов с хорошими результатами ЕГЭ;
- - статистика.
Инструкция
Чтобы иметь четкое представление о величине проходного балла, стоит дождаться даты окончания приема документов, и уже на основе полученных данных узнавать о том, сколько баллов необходимо иметь для того, чтобы студентом. Но из-за , использующих результаты ЕГЭ, это число может уменьшится, например, если кто-то заберет свои документы в другой ВУЗ.
Если же ждать настроения и терпения нет, можно воспользоваться следующей схемой. Для начала узнать статистику проходных баллов в данном учебном заведении за последние года 3-4. Дальше изучить получившиеся цифры. В среднем, проходной балл колеблется на 5-10 пунктов ежегодно.
Конечно же, повышаются шансы попасть в проходной балл у выпускников с идеальными результатами ЕГЭ. Однако именно этот контингент может значительно поднять величину проходного балла.
Видео по теме
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова является одним из ведущих учебных заведений нашей страны. Ежегодно сюда едут поступать с разных уголков России и из-за рубежа. Высокопрофессиональный преподавательский состав проводит подготовку квалифицированных специалистов по различным специальностям. Как же попасть в МГУ?
Инструкция
Во-первых, вы должны получить аттестат о среднем . Наличие и серебряной медали не дает никаких льгот при поступлении, однако может рассматриваться во время сдачи экзаменов при равных результатах с другим абитуриентом.Далее, можете посетить «день открытых дверей», где узнаете необходимую информацию о дальнейшем обучении, поговорить с ректором, задать вопросы и посмотреть список документов, необходимых при поступлении в ВУЗ. Желательно пообщаться с бывшими выпускниками университета и выяснить информацию о процессе обучения.
Во-вторых, нужно будет написать заявление на имя ректора, которое подается в приемную комиссию. Форму документа можно посмотреть на официальном сайте приемной комиссии Московского государственного университета. Или попросить в приемной комиссии, там же дадут инструкции по ее заполнению.
Дети-сироты, дети инвалиды, граждане до 20 лет, имеющие одного родителя инвалида 1 группы, граждане, с доходом семьи меньше прожиточного минимума, лица, отслужившие в армии по контракту не менее трех лет, имеют право на льготное поступление согласно законодательству РФ. Таким же преимуществом обладают победители всероссийских олимпиад, проводимых ежегодно по разным предметам среди учащихся средних образовательных заведений.
Кроме заявления установленного образца нужно подготовить другие документы. Это может быть аттестат или диплом о наличии среднего специального образования. Копии свидетельства о рождении и паспорта, 8 черно-белых фотографий размером 3 на 4, копия или оригинал свидетельства о результатах, полученных на Едином государственном экзамене. Нужно отметить, что копии документов заверять у нотариуса не обязательно. Лица, имеющие право на льготы, также должны предоставить необходимое подтверждение своих слов.
Документы с заявлением можно отправить почтой на адрес МГУ или отнести непосредственно в приемную комиссию лично. После чего, абитуриенты допускаются к сдаче дополнительных вступительных экзаменов.
Иногородним лицам, желающим попасть в МГУ, предоставляется общежитие на весь период обучения. МГУ осуществляет подготовку специалистов по очной, вечерней и заочной формам. Корме того, всегда можно подать заявление и документы на поступление в магистратуру и аспирантуру учебного заведения.
Для подачи документов на поступление отводится определенный срок, который меняется каждый год, поэтому этот вопрос необходимо заранее выяснить в приемной комиссии.
Источники:
- какие экзамены в мгу
Выпускники школ, подавшие заявления на поступление в вузы нашей страны, мучаются в догадках, поступят они или нет. Их интересует, где можно получить данные о проходных баллах. Так как для поступления в вузы используются результаты по 100-бальной шкале, точные данные неизвестны никому.
Инструкция
Дождитесь вывешивания первых списков абитуриентов, и вы увидите, с какими данными стремятся в данный вуз. Не расстраивайтесь, если ваша фамилия далеко не в первых рядах этого списка. Это всего лишь предварительные данные. Внимательно посмотрите графу людей, подавших оригиналы (их окажется не так уж и много). Так как по закону разрешается подавать документы в пять учебных заведений, эти же фамилии наверняка уже оказались и в списках других вузов.
Проследите за анализом результатов ЕГЭ в вашей области по сводкам новостей, в интернете (на сайтах конкретных вузов), в газетных статьях. Такие данные находятся в общедоступном пользовании, представлены в виде статистики (это могут быть , таблицы, графики, ). Все поможет вам сосредоточиться и понять, насколько велики ваши шансы. Если ваши баллы удовлетворительного уровня, задумайтесь, стоит ли подавать оригиналы документов в вуз.
Проконсультируйтесь с выпускниками прошлых лет, поступившими на . На личном примере и примере своих однокурсников они вам расскажут, как поступили сами. Сравнив свои и их баллы, вы будете примерно знать проходной . Но помните, что в каждом учебном заведении проходной балл свой - где-то выше, где-то ниже. В какой-то степени это зависит от престижа вуза, количества бюджетных мест и количества льготников, подавших документы.
Обязательно напишите в заявлении номер телефона. Вузы, которые дорожат своими абитуриентами, проинформируют вас лично о результатах зачисления, возможно, даже предложат немедленно принести все необходимые документы. Бывает и такое, что выбранная вами специальность требует высоких проходных баллов. В заявлении также выскажите свои пожелания по поводу другой специальности, с более низкими баллами. В этом случае ваши шансы увеличатся.
Образование - важный аспект в жизни личности. Хорошие профессиональные знания и навыки укрепляют уверенность в себе, способствуют получению хорошей работы и становлению материального достатка. «Куда пойти учиться?» - задают себе вопрос большинство нынешних выпускников.