Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими. Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности Конкурс замещение вакантной должности не проводится

Приложение № 3

к приказу ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана»

Роспотребнадзора

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей научных работников ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения конкурса на замещение должностей научных работников (далее - Порядок), правила проведения конкурса на замещение должностей научных работников и перевода на соответствующие должности научных работников в ФБУН «ФНЦГ им Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, далее по тексту (Центр), осуществляющим научную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. Конкурс объявляется по решению директора Центра при наличии вакантной должности научного работника. Наличие вакантной должности не налагает на директора обязанности объявлять конкурс на ее замещение. Директор Центра принимает решение о проведении конкурса, в том числе и на основании служебных записок руководителей научных структурных подразделений. К участию в конкурсе на замещение должности научного работника допускаются лица, удовлетворяющие квалификационным характеристикам, предъявляемым для замещения соответствующей должности. Решение об объявлении конкурса оформляется приказом директора.

3. Конкурс проводится на замещение должностей, включенных в перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02.09.2015г № 937.

4. Конкурс не проводится:

при приеме на работу по совместительству на срок не более одного года; для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы - до выхода этого работника на работу.

5. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендента на замещение должностей научных работников (далее - претендент) или перевода на соответствующие должности научных работников в организации, исходя из ранее полученных претендентом научных и (или) научно-технических результатов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности, а также научным и (или) научно-техническим задачам, решение которых предполагается претендентом.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

2.1. Для проведения конкурса на замещение должности научного сотрудника образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. При этом состав конкурсной комиссии формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

2.2. В состав конкурсной комиссии в обязательном порядке включаются директора Центра, представители выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, а также ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля.

2.3. Заседание конкурсной комиссии проводится по мере необходимости в сроки, установленные организацией, но не позднее чем в течение 15 календарных дней со дня подачи претендентом на имя руководителя организации заявления на участие в конкурсе. Решение по итогам рассмотрения заявления принимает конкурсная комиссия.

2.4. Конкурс проводится в два этапа.

2.5. На первом этапе Центр размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем официальном сайте « » и на портале вакансий по адресу “http://ученые-исследователи.рф ” (далее – портал вакансий) объявление, в котором указывается информация в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.09.2015 г. № 937:

а) место и дата проведения конкурса;

б) дата окончания приема заявок для участия в конкурсе;

в) полные наименования должностей научных работников, на замещение которых объявляется конкурс и квалификационные требования к ним (далее - требования), включая отрасли (области) наук, в которых предполагается работа претендента;

г) примерный перечень количественных показателей результативности труда претендента, характеризующих выполнение предполагаемой работы;

д) условия трудового договора, в том числе перечень трудовых функций, срок трудового договора или в случае, если с претендентом предполагается заключение трудового договора на неопределенный срок, - срок, по истечении которого предполагается проведение аттестации; размер заработной платы, возможный размер выплат стимулирующего характера и условия их получения, возможные социальные гарантии (предоставление служебного жилья, компенсация расходов на наем жилого помещения, обеспечение лечения, отдыха, проезда и так далее).

Дата окончания приема заявок определяется организацией и не может быть установлена ранее 20 календарных дней с даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети" Интернет" объявления, предусмотренного настоящим пунктом. Заявки, поданные позже даты окончания приема заявок, установленной организацией, к конкурсу не допускаются.

2.6. Претенденты на вакантные должности, в соответствии с настоящим Положением, размещают на портале вакансий заявку, содержащую:

а) фамилию, имя и отчество (при наличии) претендента;

б) дату рождения претендента;

в) сведения о высшем образовании и квалификации, ученой степени (при наличии) и ученом звании (при наличии);

г) сведения о стаже и опыте работы;

д) сведения об отрасли (области) наук, в которых намерен работать претендент, и о предполагаемом направлении его исследований;

е) перечни ранее полученных основных результатов (число публикаций по вопросам профессиональной деятельности, количество результатов интеллектуальной деятельности и сведения об их использовании, количество грантов и (или) договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, включая международные проекты, в выполнении которых участвовал претендент, численность лиц, освоивших программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, успешно защитивших научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, руководство которыми осуществлял претендент, и так далее).

Претендент вправе разместить на портале вакансий автобиографию и иные материалы, которые наиболее полно характеризуют его квалификацию, опыт и результативность.

2.7. В конкурсную комиссию может представляться также отзыв об исполнении претендентом должностных обязанностей с последнего места работы, подписанный должностным лицом, уполномоченным работодателем. Отзыв должен содержать мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств претендента, а также результатов его профессиональной деятельности.

Перечень претендентов на должности формируется на портале вакансий автоматически.

2.7. Претенденты на вакантные должности, представляют в конкурсную комиссию следующие документы:

личное заявление (Приложение 2 к настоящему Положению);

собственноручно заполненный личный листок по учету кадров;

*копии документов о высшем профессиональном образовании;

*копии документов о присуждении ученой степени, присвоении ученого звания (при наличии);

*копия трудовой книжки (за исключением случаев, когда трудовая деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность;

сведения о научной (научно-организационной) работе за последние пять лет, предшествовавших дате проведения конкурса, подписанные претендентом и заверенные ученым секретарем Института.

Копии перечисленных выше документов должны быть заверены при представлении оригинала начальником отдела кадров Центра.

2.8. Отказ конкурсной комиссии в допуске к участию претендента в конкурсе предусмотрен в случаях:

а) представления претендентом недостоверных сведений;

б) несоответствия претендента квалификационным требованиям, установленными Центром для соответствующей должности;

в) нарушения установленных сроков подачи документов;

г) если документы поданы не в полном объеме или с нарушением правил их оформления, установленных настоящим положением.

2.8.1. Решение об отказе в допуске к участию претендента в конкурсе принимается конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия вправе принять данное решение на любом этапе конкурса в случае выявления нарушений, предусмотренных п. 2.8. Решение конкурсной комиссии оформляется в виде протокола.

2.8.2. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине конкурсная комиссия или председатель конкурсной комиссии вправе принять решение о продлении или перенесении сроков приема документов, оформив это соответствующим приказом.

2.9. Если на конкурс не подано ни одной заявки, конкурс признается не состоявшимся.

2.10. Срок рассмотрения заявок определяется председателем комиссии и не может превышать 15 рабочих дней с даты окончания приема заявлений/заявок.

2.11. На втором этапе конкурса конкурсная комиссия оценивает претендентов и составляет рейтинг на основе их оценки исходя из сведений, содержащихся в заявке/заявлении и иных прикрепленных к ним материалах, которые наиболее полно характеризуют квалификацию, опыт и результативность претендента.

Оценку основных результатов, ранее полученных претендентом, сведения о которых направлены им в комиссию с учетом значимости таких результатов (соответствия) ожидаемым показателям результативности труда, опубликованным Центром в объявлении о конкурсе;

Оценку квалификации и опыта претендента;

Оценку результатов собеседования, в случае его проведения.

2.13. Для выставления балльных оценок членами конкурсной комиссии применяются бланки «Оценочных листов претендента на вакантную должность» утвержденного образца (Приложение № 4к настоящему Положению).

2.14. Итоги балльных оценок по всем претендентам отражаются в бланке «Общий рейтинг претендентов на вакантную должность» (Приложение к настоящему Положению).

2.15. Победителем конкурса на замещение должностей считается претендент, занявший первое место в рейтинге. Решение конкурсной комиссии должно включать указание на претендента, занявшего второе место в рейтинге.

2.16. В случае участия в конкурсе на замещение вакантной должности научного работника одного претендента бальная оценка не проводится, рейтинг не составляется.

Претендент считается избранным по конкурсу, если за него проголосовало более половины членов конкурсной комиссии, участвовавших в голосовании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании конкурсной комиссии.

2.17. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.

2.18. С победителем конкурса в 10-дневный заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и издается приказ о назначении на вакантную должность научного работника.

2.19. Если в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения

конкурсной комиссией победитель не заключил трудовой договор по собственной инициативе, организация объявляет о проведении нового конкурса, либо заключает трудовой договор с претендентом, занявшим второе место.

2.20. При переводе на должность научного работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с условиями проведения конкурса на определенный срок не более пяти лет.

2.21. Истечение срока трудового договора научного работника является основанием для проведения конкурса на замещение его должности. Научный работник, не избранный на новый срок, освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2.22. Претендент вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений , составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со

Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности

Введение

Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор (подбор) кадров.

Комплектование штатов является одним из ключевых элементов работы любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а подбор хороших кадров является удачным вложением денег. Для любой организации отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет роскошью. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, эта роскошь просто непозволительна.

К главным факторам, определяющим успешную деятельность предприятия обслуживания, относятся :

1) высокая квалификация, подготовка сотрудников и их мотивация;

2) обеспечение постоянного качества работы;

3) имидж предприятия обслуживания, влияющий на выбор клиента, покупающего его услугу.

Решение о принятии на работу, согласно оценкам специалистов, акция не только существенная, но и имеющая далеко идущие последствия. Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в эффективности процесса отбора кадров и приема на работу заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия, так и конкретные индивиды.

Предварительный обзор литературы показал, что тема отбора персонала, как научное направление, исследована очень хорошо. В большинстве источников литературы (например, в работах,) отбор персонала рассматривается недостаточно глубоко в связи с тем, что авторы в своих работах пытаются рассмотреть все функции по управлению персоналом. Поэтому их исследования по этой теме нельзя назвать достаточными для глубокого анализа. В работах авторов, посвящающих исследования именно подбору и отбору персонала (например,) данная тема, в том числе конкурсный отбор персонала, рассмотрена более глубоко, комплексно. Тем не менее, есть потребность обобщения результатов исследований указанных авторов для системного изложения методики конкурсного отбора.

В соответствии с этим целью настоящей работы является комплексное исследование конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности.

Объектом изучения является персонал малого предприятия ООО "Полярная звезда". Предмет исследований в работе – процесс обеспечения организации кадрами.

Основными задачами работы являются:

1) изучение теоретических основ конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности;

2) разработка методологии конкурсного отбора кадров для ООО "Полярная звезда".

В первой главе работы будут рассмотрены: понятие, сущность и основные этапы конкурсного отбора персонала.

Во второй главе будет разработана методология конкурсного отбора кадров для данной организации, определен экономический эффект от ее внедрения.

И в третьей, заключительной главе будут определены рекомендации по совершенствованию конкурсного отбора персонала предприятия.

1. Методика конкурсного набора персонала на замещение вакантной должности

1.1 Цели и элементы конкурса

Конкурс – соревнование между двумя или более кандидатами на замещение вакантной должности .

Конкурсные процедуры способствуют:

Поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированных работников;

Привлечению большего количества кандидатов;

Созданию специализированного сегмента рынка труда, людей ориентированных на работу именно в этой организации или именно в этой сфере деятельности;

Повышению объективности оценки кандидатов и принятия решений путем формализации процедур диагностики и сравнения кандидатов между собой;

Демократизации кадровых вопросов, привлечение к кадровым решениям о принятии кандидатов на работу других (кроме непосредственного или высшего руководителя) лиц;

Внедрению новых технологий кадровой работы, обучению сотрудников кадровых служб государственных учреждений работе с новыми профессиональными инструментами;

- интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с принятыми на работу кандидатами путем создания системы сбора, хранения и использования персональной информации;

Интенсификации процессов адаптации персонала и формирования рабочих, проектных и управленческих команд.

Необходимыми элементы конкурсной процедуры являются:

1) наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;

2) конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения;

3) механизмы оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса;

4) механизмы информирования участников и других заинтересованных лиц о ходе и результатах конкурса.

Таким образом, организация конкурса на занятие вакантной должности представляет собой важную процедуру по управлению персоналом, способствующую росту эффективности деятельности организации в целом.

1.2 Подходы к организации и проведению конкурса

Существует несколько подходов к организации и проведе­нию конкурса при приеме на работу и на замещение вакантной должности.

Выборы - наиболее простой и традиционный способ, ис­пользуемый чаще всего при проведении конкурса на замеще­ние вакантной должности руководителя . В рамках этой проце­дуры учитывается мнение большинства и не проводятся специ­альные предварительные испытания кандидатов. Их соответст­вие или несоответствие вакантной должности определяется конкурсной комиссией на основе изучения официальных и не­официальных документов (характеристик от руководства, об­щественных и профсоюзных организаций), собеседования. Ин­формация о кандидатах доводится до коллектива , перед кото­рым выступают претенденты со своими сообщениями. Пред­почтение тому или иному кандидату отдается путем голосова­ния, процедура которого предварительно согласовывается (простое большинство, 2/3 от состава голосующих и т. п.).

Преимущества выборного метода - его быстрота и возмож­ность учета мнения членов коллектива. К недостаткам следует от­нести субъективизм и невозможность застраховаться от ошибки, поскольку голосующему большинству приходится доверять ин­формации, полученной из характеристик кандидата или в лучшем случае своему субъективному мнению, основанному на наблюде­нии за поведением кандидата, его выступлением и ответами на вопросы, если выступление организовывается.

Подбор - решение о соответствии кандидата принимается кадровой комиссией, возглавляемой непосредственно выше­стоящим руководителем или назначенным им лицом. Метод подбора используется также и для руководящих должностей высокого уровня, где наравне с профессиональной компетент­ностью большое значение придается умению кандидата нала­живать отношения с партнерами разного уровня, быть совмес­тимым с вышестоящим руководством и подчиненными.

При оценке подбираемых кандидатов конкурсная комиссия помимо анализа документов и характеристик проводит собесе­дования, иногда структурированные интервью и психологиче­ское тестирование кандидатов .

Преимущества метода подбора - индивидуальный подход и возможность получить более достоверную информацию о про­фессиональных и личностных качествах кандидатов, недостатки - относительная медлительность и высокая степень субъектив­ности, которая имеет эмоционально-психологический характер (например, тенденция принимать решение о кандидате на ос­нове первого впечатления, без учета информации, получаемой в дальнейшем собеседовании). Ошибка часто происходит из-за субъективного стремления оценивать кандидата в сравнении с впечатлением, оставленным предыдущим кандидатом. Влияет на оценку и внешний вид человека, его социальное положение, манеры и т. д. Структурированное интервью (заранее состав­ленный опросник, охватывающий основные интересующие конкурсную комиссию проблемы) повышает надежность ре­зультатов собеседования. Кроме того, использование метода подбора продуктивно в ситуации отсутствия конфликта, когда назначение подобранного кандидата не затрагивает интересы других членов коллектива.

Отбор - это способ, позволяющий в любых условиях про­вести наиболее демократичную и в значительной степени сво­бодную от субъективизма конкурсную процедуру.

Преимущества метода отбора - всестороннее тщательное и объективное изучение индивидуальных особенностей каждого кандидата и возможное прогнозирование его эффективности, не­достатки - длительность и дороговизна используемых процедур.

Выводы: существуют три основных метода конкурсного отбора – выборы, отбор, подбор. При использовании этих методов технология построения конкурсных процедур является различной и в существенной степени определяется профилем организации, сложившимися социально-экономическими, по­литическими и психологическими условиями, профессионализмом привлеченных специалистов в области оценки профессио­нальных, деловых и личностных качеств кандидатов.

1.3 Этапы конкурсных процедур

Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

В центре подготовительного этапа - процесс создания кон­курса (формирование организационных структур , правил, про­цедур проведения, профессиональной и материально-техни­ческой базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окончательного списка конкурсантов.

На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о кандидатах (значимой в рамках исполь­зуемого подхода), он продолжается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подве­дением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивает­ся подведением итогов последнего подэтапа.

На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с мо­мента подведения итогов и заканчивается утверждением ре­зультатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию .

Подготовительный этап. Важнейшим условием проведения конкурса является создание конкурсной (избирательной) комис­сии - органа, ответственного за подготовку и проведение кон­курса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.

В случае парадигмы "подбор" конкурсная комиссия созда­ется с целью легитимизации решений, принимаемых руководи­телем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление проце­дур конкурса, разработанных экспертами, обсуждение и подго­товка материалов для принятия решения руководителем, ут­верждение принятого решения.

В ситуации парадигмы "выборы" конкурсная комиссия (избирательная комиссия) создается с целью подготовки и про­ведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем руководителе. Ее задачи: организационная подготовка мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.

В ситуации конкурсного отбора конкурсная комиссия соз­дается с целью обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки.

Задачи конкурсной комиссии:

1) разработка правил проведения конкурса;

2) подготовка проведения конкурса;

3) обеспечение объективности эксперт­ной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения кон­курса.

Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.

В подготовке данного мероприятия важно уделить внима­ние кадровому обеспечению:

Парадигма "подбор" - персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;

Парадигма "выборы" - конкурсная (избирательная) ко­миссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

Парадигма "отбор" - конкурсная, комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, про­фессионально компетентных в вопросах кадровой работы.

Целесообразность включения мероприятий подготовитель­ного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведе­ния представлена в табл. 1.1, где оптимальные в рамках пара­дигмы мероприятия обозначены символом "+", несовместимые с парадигмой мероприятия - символом "-", мероприятия в рам­ках парадигмы - символом "0".

Таблица 1.1

Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа в рамки различных подходов к организации конкурса

Мероприятие по подготовке конкурса

Парадигмы конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

Принятие решения о необходимости проведения конкурса

Создание конкурсной (избирательной) комиссии

Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии

Публикации объявления о проведении конкурса

Разработка программы основного этапа конкурса

Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии)

Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения

Разработка необходимого инструментария для проведения конкурса

Окончание табл.1.1

Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса

Подготовка и оценка рефератов

Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии

Рассмотрение документов, представленных кандидатам на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии)

Определение списка кандидатов на участие в конкурсе

Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласия на участие в нем)

Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии)

Основной этап

Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависи­мости от ситуации, сложившейся в организации (табл.1.2).

Таблица 1.2

Управленческая форма организации и наиболее подходящая для нее парадигма конкурса

Управленческая форма

Парадигма конкурса

Подбор

Выборы

Отбор

Бюрократическая

Оптимальная

Невозможная

Нежелательная

Диалоговая

Желательная

Нежелательная

Оптимальная

Коллективистская

Возможная

Желательная

Невозможная

Рыночная

Нежелательная

Возможная

Желательная

Демократическая

Невозможная

Оптимальная

Возможная

В следующей таблице представлены мероприятия основного этапа конкурса с учетом способа (подхода) организации конкурса.

Таблица 1.3

Мероприятия основного этапа конкурса

Мероприятие основного этапа конкурса

Парадигма конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

Процедуры, используемые для сбора информации о кандидатах:

психологическое тестирование

ролевые игры

Окончание табл.1.3

ситуационное моделирование

групповая дискуссия

собеседование

публичное выступление

опрос общественного мнения

экспертный опрос

Подведение промежуточных итогов

Представление итогов в конкурсную комиссию

Принятие конкурсной комиссией решения о допуске/недопуске конкурсантов к следующему подэтапу конкурса

Заключительный этап. Конкурсная комиссия принимает решение о дальнейших мероприятиях конкурса (либо о допуске кандидатов к следующим испытаниям, либо о принятии канди­датов на должность).

Целесообразно включение мероприятий заключительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения (табл.1.4).

Таблица 1.4

Мероприятие заключительного

Парадигма конкурса

этапа конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

Подведение итогов

Оглашение результатов

Оповещение общественности

Прием и рассмотрение апелляций

Утверждение результатов

Выводы: конкурсные процедуры осуществляются в три этапа – сначала осуществляется подготовка конкурса, затем проводится непосредственно сам конкурс и на заключительном этапе осуществляется подведение итогов, оглашение результатов и оповещение общественности.

Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - вакантная должность гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее - государственный орган). Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее - конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе.

2. Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) категорий "руководители" и "помощники (советники)";

б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 , частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

Д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

(см. текст в предыдущей редакции)

А) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

5. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

(см. текст в предыдущей редакции)

а) личное заявление;

б) заполненную и подписанную анкету по форме , утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

(см. текст в предыдущей редакции)

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную им и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Документы, указанные в пунктах 7 и настоящего Положения, в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" представляются в государственный орган гражданином (гражданским служащим) лично, посредством направления по почте или в электронном виде с использованием указанной информационной системы.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

9. С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям , составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином в государственный орган, подлежит проверке. Сведения, представленные в электронном виде, подвергаются автоматизированной проверке в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями , установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе в письменной форме. В случае если гражданин представил документы для участия в конкурсе в электронном виде, извещение о причинах отказа в участии в конкурсе направляется ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

17. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце первом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием

Замещение вакантной должности предполагает наем нового сотрудника на освободившуюся должность. Это дает возможность получать достойное вознаграждение за собственный труд и заманчивые перспективы карьерного роста. Кроме того, за вакансией нередко скрывается предложение занять достойную позицию в государственных органах. Поэтому замещение вакантной должности может стать неплохой перспективой для молодых специалистов, если им удастся пройти конкурсный отбор.

Особенности

Замещение должности отличается от обычного трудоустройства. Для получения желаемой вакансии в Москве или другом городе недостаточно просто отправить резюме и пройти собеседование. Не исключено, что придется доказывать потенциальному работодателю собственные навыки и заслуги, а также соответствие предложению. Не исключено, что придется проходить даже конкурс на замещение вакантной должности. На каждом предприятии действуют собственные правила и требования.

Итак, замещение вакантной должности предоставляет потенциальному сотруднику возможность получить определенный статус. Однако прежде предстоит пройти процедуру специального назначения. Замещение вакантной должности может быть временным или постоянным. Это зависит от условий конкретного предприятия, на которые потенциальный соискатель соглашается по собственному усмотрению.

Например, новый сотрудник может заменять предыдущего, который был уволен или временно находится в отпуске. В зависимости от причины отсутствия прежнего специалиста, можно понять, на какой период актуальна вакансия. Во втором случае нового сотрудника могут называть «исполняющий обязанности», что становится сигналом о временном положении.

Замещение вакантной должности возможно как на государственной, так и на гражданской службе.

Условия конкурса

Итак, какие требования нужно выполнить потенциальному кандидату?

Для участия в конкурсе на замещение вакантной должности допускаются совершеннолетние специалисты, обладающие необходимым набором знаний и навыков. Наличие опыта также приветствуется. Этого достаточно, чтобы иметь возможность претендовать на весьма привлекательные вакансии в Москве, связанные в том числе с государственной службой.

Порядок проведения конкурса

По сути, вся процедура предполагает всего два этапа.

  • Размещение информации для привлечения потенциальных кандидатов.
  • Непосредственное проведение конкурса.

Однако каждый из них предполагает особенности, о которых поговорим ниже.

Первый этап конкурса

Сначала потенциальный работодатель, а точнее его кадровый отдел, принимает заявления от потенциальных кандидатов, желающих участвовать в конкурсе. Также придется представить следующие документы из списка:

  • Анкета.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Диплом о наличии специального образования, а также его копия.
  • Трудовая книжка, а также копия.
  • Медицинская справка, подтверждающая отсутствие серьезных заболеваний.

Этот список может быть дополнен на усмотрение работодателя некоторыми другими документами, разрешенными российским законодательством.

Далее кадровый отдел в течение месяца рассматривает полученные заявления. Порядок замещения вакантных должностей обязывает оповестить кандидатов, допущенных к участию в конкурсном отборе. Далее начинается самое интересное.

Второй этап конкурса

После соблюдения формальностей переходят непосредственно к просмотру и отбору кандидатов. Победитель получит объявленную ранее должность гражданской службы или государственной.

Какие мероприятия может включать конкурсный отбор?

  • Собеседование.
  • Тщательное ознакомление с представленными документами.
  • Тестирование на стрессоустойчивость.
  • Проверка наличия специализированных навыков и знаний, позволяющих успешно справляться с заявленными в вакансии обязательствами.

Если кандидат, успешно прошедший отбор, по каким-либо причинам отказывается от вакансии, ее предоставляют соискателю, который занял на конкурсе второе место.

Конкурс не состоится

Есть такие ситуации, когда отбор на замещаемую вакансию не проводится. Это открытая информация, с которой можно ознакомиться заранее.

  • Если нового сотрудника нанимают на короткий период.
  • Если руководитель был назначен указом Президента.
  • Если госслужащий был переведен на новую вакансию с прежнего места работы.
  • Если должность предоставляют сотруднику, состоящему на учете в кадровом резерве.
  • Если вакансия не предполагает серьезных обязанностей и не требует от потенциального кандидата наличия специализированных навыков и знаний.

Категории должностей

Замещение вакансий возможно в разных сферах деятельности. Однако все должности, по сути, делятся лишь на две категории: государственные и гражданские.

Нужно понимать, что особенности конкурса могут отличаться в зависимости от условий работодателя. Кто-то выдвигает к кандидатам более лояльные требования, кто-то проводит жесткий отбор.

Нужно понимать, что в случае, например, с государственными служащими, конкурсный отбор - это не единственный способ назначения кандидата. Альтернативными вариантами для него могут стать выборы или избирание. Вся информация закреплена законодательно.

Если говорить о конкурсном отборе, он предполагает наличие нескольких кандидатов, способных продемонстрировать собственные трудовые навыки, опыт, знания и т.д. То есть все, что может заинтересовать потенциального работодателя и оказаться полезным для исполнения обязанностей.

Для оценки кандидатов создается специальная комиссия. Она занимается оценкой соискателей, учитывая профессиональные навыки и знания каждого из них. Результат отбора позволяет справедливо распределить места между частниками. Специалист, занимающий первую строчку списка, получает назначение на вакантную должность.

Причины отказа

Если соискатель подает заявление на участие в конкурсе, это не означает, что он будет допущен к участию в конкурсе.

Есть немало причин, по которым кадровый отдел может отклонить заявку.

Например, при несоответствии профессиональным требованиям. Теоретически для замещения вакантной должности достаточно иметь диплом вуза или ссуза. Однако на практике может оказаться, что нужна другая специализация и т.д.

Также на конкурсный отбор не могут претендовать кандидаты, у которых есть какие-либо административные правонарушения.

Итак, собрав немало теоретической информации, можно сделать немало выводов относительно перспектив замещения вакантной должности. Не исключено, что для кого-то это может стать серьезной ступенькой в развитии карьеры. Однако нужно обладать достаточными профессиональными навыками, чтобы обойти других кандидатов.