Князь василько ростовский. Василий, князь ростовский Благоверный князь василий василько ростовский

Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий, дед - великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (+ 1174, память 4 июля), наследник и продолжатель его дела. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей древнего Ростово-Суздальского княжества, Всеволод самовластно вершил дела всей великой Руси. "Слово о полку Игореве" говорит о нем, что он может "Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать".

Святой Василько - старший из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжил отец. Там прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.

Воинская доблесть, священный долг служения Родине, справедливость и послушание старшим - традиционные черты русского князя, защитника земли, были присущи Васильку. После смерти отца (великий князь Константин умер 2 февраля 1218 года, Васильку не было еще десяти лет) наставником молодого Ростовского князя был дядя - великий князь Владимирский, святой Юрий (+ 1238, память 4 февраля). Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя". В 1219 году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в 1221 году - в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород.

В 1223 году впервые в южных степях появились татары, "народ неведомый", вышедший из глубины Азии. Первой их жертвой стали союзные с Русью половцы. Русские князья, совместно с половецкими ханами, многие из которых приняли святое Крещение , решили дать отпор степным хищникам раньше, чем они дойдут до Русской Земли. Святой Василько возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в общерусском степном походе. Враг оказался сильнее, чем думали. Сказалось и вековое разделение удельных властителей, неспособных к дружным совместным действиям в масштабах большой войны.

Отряд Василька не поспел к решающей битве, у Чернигова пришла к нему печальная весть о разгроме русского войска на реке Калке 16 июня 1223 года. Это было дурное предзнаменование: с востока надвигалась гроза. Василько со своей дружиной вернулся в Ростов.

В 1227 году (по другим данным, 1228) Василько Константинович женился, взяв в жены Марию - дочь святого Михаила Черниговского (+ 1246, память 20 сентября). На сестре князя Михаила уже ранее был женат дядя Василька - святой Юрий. В 1231 году у Василька родился старший сын Борис.

Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 г. писал летописец, "тряслась земля в самую обедню", были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали, едва не дойдя до столицы Волжской Болгарии. Жизнь шла своим чередом, князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года - татары уже взяли Болгарскую землю.

В 1237 году татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань. Князь Юрий не решился бросить свои войска ей на помощь, предстояла трудная оборона Владимирской земли. Татары предлагали ему мир, и святой князь готов был к переговорам. Но условия мира - дань и вассальная зависимость от хана, были неприемлемы. "Славная брань, - решил князь, - лучше постыдного мира". Первый бой с татарами был принят у Коломны, командовал дружиной Всеволод Юрьевич, но был разбит. Враги устремились к Москве, взяли и сожгли ее. Другой сын Юрия, Владимир, возглавлявший оборону Москвы, попал в плен.

Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василько были преисполнены решимости биться "за православную веру христианскую" с "безбожными погаными татарами". Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава, князь Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем.

С ним были племянники - святой Василько Ростовский со своей дружиной, его братья - Всеволод и Владимир Константиновичи. Великий князь ждал подхода братьев - Ярослава и Святослава с их войском.

В мясопустную субботу , 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образ всех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал. Последним оплотом владимирцев стал Успенский собор, хранивший главную святыню Русской Земли - чудотворную Владимирскую икону Божией Матери . Татары обложили собор дровами и хворостом и превратили в огромный пылающий костер. В огне и в дыму, вместе с тысячами беззащитных женщин и детей, погибли епископ Митрофан и вся семья святого князя Юрия: супруга Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина, внук-младенец Димитрий. Сыновья Всеволод, Мстислав и плененный ранее Владимир были подвергнуты истязаниям и зарезаны "пред очами хана". (В некоторых старинных месяцесловах все они записаны как святые.)

Святой Юрий стоял с войсками под Ярославлем. Узнав о гибели столицы и о смерти близких, князь, по словам летописи, "возопи гласом великим со слезами, плача по правоверной вере христианской и Церкви". "Лучше бы мне умереть, нежели жить на свете, - говорил он, - чего ради остался я один". Святой Василько, подоспевший с ростовской дружиной, укреплял его на ратный подвиг.

4 марта 1238 года произошла решающая битва на реке Сити. Татарам удалось неожиданным маневром окружить русскую армию. Началась сеча. Мало кто из русских воинов ушел живым из этого страшного боя, но дорогой ценой заплатили враги за победу. Святой Юрий был изрублен в отчаянной схватке. Василька, израненного, привели в ставку Батыя.

Татары принуждали его "следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них". С гневом отверг святой князь мысль об измене Родине и Православию. "Никак не отведете меня от христианской веры", - говорил святой князь, вспоминая древних христиан исповедников. "И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском". Так предал душу Богу святой князь Василько Ростовский, уподобившись в кончине своей святому страстотерпцу Борису, первому из князей Ростовских, которому он подражал в жизни. Как и святому Борису, Васильку не было еще тридцати лет.

Епископ Ростовский Кирилл, придя на поле сражения, предал погребению погибших православных воинов, отыскал тело святого князя Юрия (только отрубленной его головы не сумели сыскать в грудах поверженных тел), перенес честные останки в Ростов - в Успенский собор. Тело святого Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, епископ Кирилл и весь народ Ростовский встретили с горьким плачем тело любимого князя и погребли его под сводами соборной церкви.

Описывая погребение князя Василька, летописец так характеризовал его: "Рыдало народа множество православного, зряще отходящим отца и кормителя сирым, печальным утешение велико, омраченным - звезду светоносную зашедшую. На весь бо церковный чин отверз ему Бог очи сердечные, и всем людям церковным. и нищим, и печальным яко возлюбленный был отец... Кровью мученической омыл прегрешения свои с братьями".

Знак особой Божией милости народ видел в том, что князья-соратники похоронены были рядом в ростовском кафедральном соборе: "Се бо и чудно бысть, ибо и по смерти совокупи Бог телеса их. (Позже мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор.)

Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев-подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году - за три года до Куликовской битвы.

Василько Константинович (7 декабря 1208, Ростов - 4 марта 1238, Шеренский лес) - удельный князь Ростовский. Старший сын великого князя Владимирского Константина Всеволодовича, внук великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Погиб в монгольском плену после поражения русских войск на реке Сити.

Ранняя биография

В 1216 году Константин после липицкой победы над младшими братьями и утверждении во Владимире оставил своего семилетнего сына в Ростове на попечении епископа Пахомия, известного своей образованностью. Уже в 1217 году Константин перевёл побеждённого Юрия из Городца в Суздаль и заключил с ним мир, в результате которого дети Константина смогли унаследовать его обширные владения (Ростов, Ярославль, Углич, Белоозеро, Устюг) и передать их своим потомкам, не претендуя на столицу, переданную Константином по своей смерти (1218) Юрию. Лишь, согласно Тверской летописи, часть ростовской знати после смерти Константина ушла на службу к его тестю в Киев, Мстиславу Романовичу, опасаясь мести со стороны Юрия, и приняла непосредственное участие в битве на Калке (1223).

Княжение в Ростове

В 1220 году Юрий организовал поход против волжских булгар в ответ на разорение ими Устюга в 1217 году. Василько отправил полки, спустившиеся по Каме и соединившиеся в пределах Волжской Булгарии с основными силами под командованием Святослава Всеволодовича. В последующие годы Василько принимал личное участие во владимирских походах:

  • зимой 1221 года вместе с Юрием на булгар. В Городце был заключён мир как при отце и дяде Юрия;
  • в 1223 году против монголов. Войско дошло до Чернигова, но, узнав о поражении русских на реке Калке, вернулось;
  • В 1224 году против новгородцев. Был занят Торжок и заключён мир;
  • в 1226 году с Юрием и братом Всеволодом в помощь Михаилу Всеволодовичу против Олега Курского. Михаил вокняжился в Чернигове;
  • в 1228 году с владимирским воеводой Еремеем Глебовичем на мордву. Поход был прерван из-за дождей;
  • зимой 1229 года с Юрием, Ярославом, братом Всеволодом и Юрием муромским снова против мордвы. Поход в целом был удачен, но имело место частное поражение дружинников Ярослава и Константиновичей, отошедших далеко от главных сил;
  • в 1231 году с Ярославом Всеволодовичем против Михаила черниговского. Михаил отказался от претензий на Новгород, и там окончательно утвердился Ярослав.

В 1229 году имел место инцидент, когда Ярослав, боровшийся с Михаилом за новгородское княжение, и Константиновичи заподозрили Юрия (мужа сестры Михаила) в союзе с ним, но на Суздальском съезде в том же году поклонишася Юрью вси, имуще отцом себе и господином.

Князем Васильком был достроен в Ростове Успенский храм, постройка которого была начата ещё его отцом, Константином Всеволодовичем. В 1230 году он присутствовал на освящении храма и тогда же просил дядю Юрия и епископа Владимирского Митрофана о назначении Ростовским епископом архимандрита Кирилла, игумена Рождество-Богородицкого монастыря, на что получил согласие, и в следующем году послал архимандрита Кирилла в Киев для посвящения в епископы.

Гибель и канонизация

В начале 1238 года, во время движения татар на Владимир, князь Василько вместе с Юрием Всеволодовичем ушёл за Волгу. 4 марта, после битвы на реке Сити между монголо-татарами и русскими, пленный Василько отказался принять присягу хану и был убит в Шернском лесу. Спустя некоторое время труп был найден, по преданию, какой-то женщиной, которая рассказала о своей находке поповичу Адриану, и тот спрятал тело; затем оно было перевезено в Ростов и там погребено в соборной Успенской церкви.

По словам Никоновской летописи, Василько был очень любим жителями Ростова, а особенно своею дружиной, умён и хитёр, «лицом красен, очима светел и грозен взором, и паче меры храбр, сердцем же лёгок, а кто ему служил, хлеб его ел, чашу его пил, той за его любовь» не мог уже служить у иного князя.

Русская православная церковь причислила Василько Константиновича к лику святых, почитает его как мученика (время канонизации неизвестно). Память совершается (по юлианскому календарю) 4 марта и 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых).

    Князь Ростовский, сын Владимирского великого князя Константина Всеволодовича. Родился в 1209 году. В 1218 году князь Константин Всеволодович, урядив перед смертью своих детей, дал Василию Ростов и поручил его (и брата его Всеволода) своему брату … Биографический словарь

    Сын великого князя владимирского К. Всеволодовича, первый удельный князь ростовский; род. 1209 г. в Ростове. В своем колонизационном движении на восток русские князья неминуемо приходили в столкновение с инородческими финскими племенами, с… … Большая биографическая энциклопедия

    Сын вел. кн. Владимирского К. Всеволодовича, первый уд. князь Ростовский; род. 1209 г. в Ростове. В своем колонизационном движении на Восток русские князья неминуемо приходили в столкновение с инородческими финскими племенами, с которыми… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василько Константинович 3 й удельный князь Ростовский 1218 1238 Предшественник: Юрий Всеволодович … Википедия

    ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ - [Василько] (7.12.1208, Ростов после 4.03.1238, Шернский лес на р. Шерне, левом притоке Клязьмы, восточнее Москвы), мч. (пам. 4 марта, 23 мая в Соборе Ростово Ярославских святых, 23 июня в Соборе Владимирских святых, в 1 е воскресенье после 29… … Православная энциклопедия

    Василько древнерусское имя греческого происхождения, вариант имени Василий Носители по имени Василько Константинович (1209 1238) первый удельный князь ростовский Василько Романович (1203 1269) князь волынский Василько… … Википедия

    Василько - (или Василий Константинович Ростовский) – князь. Взятый в 1238 г. в плен татарами, был ими убит за то, что отказался служить хану Батыю. Память 4 марта … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Вчерашний день церковного календаря - 17/4 марта - для великопостного будня выдался весьма богатым по количеству вспоминаемых святых угодников . Помимо основного «типиконного» святого - прп.Герасима, иже на Иордане, праздновался святой покровитель Москвы, родоначальник московской царской династии - святой благоверный (преподобный) князь Даниил. Для русских православных людей именно он, безусловно, занимает первое место по известности. Правда, в Свято-Даниловском монастыре, насколько я понял, празднования не было - в связи с тем, что день памяти пришелся на великопостный будний день, который неудобно совмещать с праздником, последний был перенесен на воскресенье. Но тем не менее для человека, регулярно пользующегося церковным календарем, вчерашний день проходил, если можно так выразиться, под знаком святого князя Даниила, а остальные святые пребывали как бы в его тени. Об одном из этих святых хочу сейчас вспомнить. Это благоверный князь-страстотерпец Василько (Василий) Константинович Ростовский, герой битвы на Сити в 1238 году. Мое особое почитание князя Василька во многом связано с интересом к этой битве - одному из самых трагических событий истории Древней Руси.

Князь Василько родился в 1209 году и был сыном ростовского князя Константина Всеволодовича, будущего (1216 - 1218) великого князя Владимирского. Кстати, Даниилу Московскому, родившемуся в 1261 году, Василько приходится двоюродным дядей. Заступив на ростовский стол в семилетним возрасте, Василько княжил в Ростове до самой своей трагической гибели в 1238 году.

Моголо-татарское нашествие, произошедшее в 1237-1240 годах, является водоразделом двух эпох - Руси домонгольской, берущей свои истоки в доблестной древлекиевской старине и гордо несущей голову, и Руси послемонгольской, несущей на себе незаживающую рану национального уничижения и глубоко осмысляющей предназначение своего бытия. Этот водораздел определенным образом разв ел по разным берегами всех , кому довелось родиться и жить во время той исторической бури.

Житие святого составлено на основе летописных преданий и является довольно лаконичным. Правление и образ действий ростовского князя в десятилетия, предшествующие нашествию монголов, были обычными для удельных правителей того времени. Князь Василько «ходил под рукой» своего дяди - великого князя Юрия Всеволодовича (еще одной яркой фигуры уходящей эпохи, также святого, сложившего голову на Сити в 1238 году), попечению которого («в отца место») поручил юного сына умерший князь Константин.

Василько участвовал во нескольких походах против внешних врагов Руси и отличился большой доблестью.В 1220 году он под началом другого своего дяди - Святослава Всеволодовича, с полками из Ростова и Устюга совершает экспедицию в верховья Камы, преследуя волжских булгар, разоривших Устюг набегом. В 1228 году Василько громит мордву, разорявшую Суздальские земли, и возвращается из мордовских земель с большой добычей и полоном.

В 20-х годах XIII века на юге Руси прогремела прелюдия будущей катастрофы: произошло первое столкновение с монголами. В 1223 году войско чингизхановского полководца Субедея вторглось в половецкие степи и стало угрожать русским рубежам. По просьбе южно-русских князей Юрий Всеволодович послал на помощь отряд во главе с князем Васильком, которому, однако, на сей раз не было суждено схватиться с монголами:дойдя до Чернигова и узнав о уже свершившемся разгроме русских войск на реке Калке, он вернулся в Ростов.

К сожалению, не смог уклониться Василько от участия и в для Руси разорительных княжеских междоусобицах - неизбывном явлении того жестокого времени. В 1224 году он со своею ратью сопровождал дядю в походе на Новгородскую землю, а в 1226 году с ним же, вместе с братом своим Всеволодом, ходил в Чернигов на помощь Михаилу Всеволодовичу против Олега, князя курского. Михаил Всеволодович (еще один святой князь-страстотерпец) в следующем 1227 году стал тестем Василька, выдав за него дочь, Марию Михайловну. Впрочем, это не помешало Васильку вместе с великим князем Юрием в 1230 году пойти на тестя войной и разорить его волость… Княжеские междоусобия, сопровождавшиеся неизбежными погромами и насилием над русским же населением - это, безусловно, самое непривлекательное явление древнерусской эпохи. И даже почитаемые Церковью святые, будучи людьми того времени и несшие на себе крест земной власти, ответили в свой час перед Богом на этот грех… Как политические и военные деятели, не имея возможности уклониться от следования жестоким обычаям своего времени, святые князья при этом отличались глубоким личным благочестием и приверженностью Вере. Летописцы отмечают цветущую красоту Василька, его светлый и величественный взор, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, глубокую книжность, кротость и добродушие в обращении с боярами: "Ибо кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного князя".

И, конечно же, финал жизни ростовского князя, его героическая гибель явилась искуплением совершенных при жизни вольных и невольных грехов.

Событиям вторжения на Русь батыевой орды и битвы на Сити автор этих строк надеется вскоре посвятить отдельную статью. Сейчас мы ограничимся лишь подробностями мученической смерти князя Василька.

Когда обреченная рать русских князей, окруженная на Сити превосходящими силами монголов, была разбита, великий князь Юрий погиб, Василько попал в плен и был увезен победителями с собой.

Обстоятельства сицкой битвы и гибели святого красочно запечатлены поэтом Дмитрием Кедровым в эпическом стихотворении «Князь Василько Ростовский»:

Ужель встречать в воротах С поклонами беду?.. На Сицкое болото Батый привел орду. От крови человечьей Подтаяла река, Кипит лихая сеча У княжья городка. Врагам на тын по доскам Взобраться нелегко: Отважен князь Ростовский, Кудрявый Василько. В округе все, кто живы, Под княжью руку встал. Громят его дружины Насильников татар. Но русским великанам Застлала очи мгла, И выбит князь арканом Из утлого седла…


На привале в Шеренском лесу знатный пленник предстал перед Батыем (по другим сведениям - перед полководцем Бурундаем) и получил предложение: смириться перед властью наследников Чингиз -хана и служить им. Василько ответил категорическим отказом и, по некоторым известиям, плюнул вождю монголов в лицо …

В этом эпизоде, дающем представление о характере плененного князя, ярко отражен водораздел двух эпох. Поведение Василька - это поведение не зависимого славянского князя - представителя домонгольской эпохи. Его мировоззрение и этика разительно отличаются от тех, которыми очень скоро будут руководствоваться обложенные данью, смирившиеся русские князья, выражающие покорность победителям. Мы не осуждаем Ярослава Всеволодовича и Александра Невского, признавших верховную власть Орды и ездящих за ярлыком к хану: это стало неизбежным после того, как бесповоротное поражение Руси в борьбе с монгольской империей предстало бесспорным и очевидным фактом, которыйстал однозначно рассматриваться как кара свыше, суровое попущение Божие. Поэтому послемонгольская эпоха выдвинула наверх иные поведенческие стереот ипы и сместила границы должного … Но мартовским днем 1238 года,стоя в Шеренском лесу перед повелителем монголов, Василько еще не остыл от боя, был еще охвачен идеей непримиримой борьбы до последнего вздоха. Скорее всего, ему уже продемонстрировали отрубленную гол ову его дяди , и Василько понимал, что и его самого сейчас ждет лютая казнь. И тем не менее он бросает вызов и демонстрирует непримиримость. Он знает, что русское войско разбито, других сил для сопротивления сейчас нет, однако верит, что борьба будет продолжаться. А любая борьба требует своих мучеников, образ которых будет вдохновлять и предавать силы грядущим бойцам. И князь Василько Ростовский становится таким мучеником, жертвует жизнью во имя родины и борьбы за нее.

Основная версия жития князя повествует, что монголы предложили Васильку отречься от християнства. Однако так ой вариант маловероятен: монголы -язычники в то время совершенно не отличались религиозным фанатизмом и не стремились к обращению в свою веру; по отношению к чужим верам были весьма снисходительны. Поэтому наиболее вероятным является вариант гибели князя по причине его верности идеи независимости родной земли, его отказа демонстрировать лояльность победителю.

Поэт продолжает:

…Шумят леса густые, От горя наклонясь... Стоит перед Батыем Плененный русский князь. Под ханом знамя наше, От кровушки черно, Хан из церковной чаши Пьет сладкое вино. Прихлебывая брагу, Он молвил толмачу: "Я князя за отвагу Помиловать хочу. Пусть вытрет ил болотный, С лица обмоет грязь: В моей охранной сотне Отныне служит князь! Не помня зла былого, Недавнему врагу Подайте чашку плова, Кумыс и курагу". Но, духом тверд и светел, Спокойно и легко Насильнику ответил Отважный Василько: "Служить тебе не буду, С тобой не буду есть. Одно звучит повсюду Святое слово: месть! Под нашими ногами Струится кровь - она, Монгольский хан поганый, Тобой отворена! Лежат в снегу у храма Три мертвые жены. Твоими нукерами Они осквернены! В лесу огонь пожара Бураном размело. Твои, Батый, татары Сожгли мое село! Забудь я Русь хоть мало, Меня бы прокляла Жена, что целовала, И мать, что родила..." Батый, привычный к лести, Нахмурился: "Добро! Возьмите и повесьте Упрямца за ребро!" Бьют кочеты на гумнах Крылами в полусне, А князь на крюк чугунный Подвешен на сосне… «Одно звучит повсюду Святое слово: месть!» - именно так, именно

эта идея продолжения борьбы за родную землю, борьбы

бескомпромиссной, не приемлющей мысли о поражении и покорности,

Владеет Васильком перед лицом смерти. Его сердце горит жаждой мщения

За погибших соотечественников, поруганных близких, порушенные

Грады, веси и храмы.

Прдолжение следует...

[Василько] (7.12.1208, Ростов - после 4.03.1238, Шернский лес на р. Шерне, левом притоке Клязьмы, восточнее Москвы), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. ростовский. Старший сын ростовского, впосл. владимирского, вел. кн. Константина Всеволодовича, внук владимирского вел. кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.

Незадолго до своей смерти (2 февр. 1218) вел. кн. Константин выделил В. К. Ростов, к к-рому, судя по более поздним данным, были приданы Белоозеро и Устюг. Как и младший брат - ярославский кн. Всеволод Константинович , В. К. действовал в русле политики своего дяди св. вел. кн. Георгия Всеволодовича . Зимой 1220/21 г. юный В. К. ходил перед вел. князем на Городец-Радилов против волжских булгар. В мае 1223 г. В. К. «с ростовци» был направлен на помощь южнорус. князьям против монголо-татар, но не успел к битве на Калке, дойдя лишь до Чернигова. Зимой 1224/25 г. он участвовал в организованном вел. кн. Георгием походе против Новгорода, а осенью 1228 и зимой 1228/29 г.- в походах против мордвы. Единственное столкновение с вел. кн. Георгием имело место в 1229 г., когда В. К. с братьями Всеволодом и Владимиром Константиновичем принял сторону др. своего дяди - переяславского кн. (впосл. вел. кн. владимирский) Ярослава Всеволодовича . Конфликт, причины к-рого неясны, был быстро урегулирован на съезде в Суздале. По гипотезе М. Н. Тихомирова, мир 1229 г. отразился в иконографической программе созданных в 30-х гг. XIII в. Златых врат суздальского собора Рождества Пресв. Богородицы, на зап. створках к-рых имеются клейма с изображениями святых - небесных покровителей князей, участвовавших в съезде (в т. ч. и покровителя В. К.- свт. Василия Великого), а также свт. Митрофана, что указывает на роль Владимиро-Суздальского еп. Митрофана не только в строительстве Рождественского собора, но и в умиротворении потомков Всеволода Большое Гнездо.

Судя по отрывочным летописным сведениям, «христолюбец» В. К., как и его отец, не только отличался личным благочестием, но и покровительствовал развитию церковной книжности. Имя В. К. упоминается на выходных записях 2 кодексов, выполненных в 1219 (или 1222) и 1220 гг. по заказу Ростовского еп. Кирилла I (РГБ. Ф. 304/I. № 35 и ГИМ. Син. № 7). По инициативе В. К. в 1230 г. преемником Кирилла I на Ростовской кафедре стал еще один ученый монах и церковный писатель свт. Кирилл II, настоятель владимирского в честь Рождества Богородицы мон-ря . В правление В. К. произошло обновление собора Успения Богородицы в Ростове, к-рое сопровождалось перенесением туда 25 февр. 1231 г. в присутствии В. К. и его братьев мощей свт. Леонтия Ростовского (из ц. св. Иоанна Предтечи на владычном дворе) и послужило причиной ее великого освящения 14 авг. 1231 г.

4 марта 1238 г. В. К. во главе ростовских отрядов вместе с братьями участвовал в несчастной для рус. войск битве с монголо-татарами на р. Сить, в к-рой вел. кн. Георгий был убит, а В. К. пленен. Захватчики, покидая пределы Руси, увезли В. К. с собой и пытались принудить его к «обычаю поганьскому, быти в их воли и воевати с ними», но пленный князь был тверд, заявляя, что «никако же мене не отведете христьяньское веры» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465), и был за это убит у Шернского леса. Тело князя, брошенное в лесу, было найдено женой некоего «поповича Андрияна» и по повелению Ростовского еп. Кирилла II и супруги В. К. кнг. Марии (дочери св. кн. мч. Михаила Всеволодовича Черниговского) доставлено в Ростов, где его погребли в Успенском соборе рядом с матерью, умершей в монашестве вдовой вел. кн. Константина Агафией (дочерью смоленского и киевского кн. Мстислава Романовича Старого). В Ростове существовало предание, записанное А. А. Титовым, что первоначально мощи святого почивали открыто.

В пространном (примерно совр. событиям) рассказе о битве на Сити в НПЛ В. К. не упоминается, зато в повествовании, вошедшем в Лаврентьевскую, Академическую, Софийскую I, Новгородскую IV и др. летописи, помимо описания убиения В. К. приведены предсмертная молитва В. К. и большая похвала. Мученическая кончина ростовского князя здесь сравнивается с кончиной блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского: «Сего бо блаженнаго князя Василка спричте Бог смерти подобно Андрееве, кровью мученичьскою омывъся прегрешении своих» (Там же. Стб. 467). О времени составления этого текста мнения исследователей расходятся: он возник то ли вскоре после событий - в 1239 г. (М. Д. Присёлков ), то ли в 60-х гг. XIII в. в окружении вдовы В. К. кнг. Марии (Д. С. Лихачёв ), то ли ок. 1281 г. (А. Н. Насонов ), то ли даже в ходе редакторской работы при создании Лаврентьевской летописи, т. е. в 1377 г. (Г. М. Прохоров ); последнее представляется, однако, маловероятным. Несколько особняком в данном вопросе стоит т. зр. митр. Филарета (Гумилевского) . На основании записи в Лаврентьевской летописи о посмертной судьбе В. К. и вел. кн. Георгия, что «се бо чудно бысть, и по смерти съвокупи Бог телеса ею, вместе положены», он сделал вывод, что текст был написан еще в 1238 г., когда тела обоих князей находились в Ростове.

Местное почитание В. К. могло начаться в Ростове сразу или вскоре после его мученической кончины. Однако более или менее определенные сведения о почитании имеются только с XVI-XVII вв.: «Страдание блаженнаго князя Василька Ростовского» помещено в Степенной книге (1560-1563), память В. К. под 4 марта значится в Милютинской Минее сер. XVII в. (ГИМ. Син. № 797) и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., где сказано: «В тои же день убиение святаго благовернаго и многострадалнаго князя Василка Костянтиновича Ростовскаго, от Батыевых татар за Христову веру убиен бысть, исповедая Христа, душу свою предасть Господу Богу и погребен в Ростове» (РГБ. МДА. № 201. Л. 312 об.). Имя В. К. внесено также в списки «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и ростовские святцы XVIII в. (Титов . Описание. Т. 1. Ч. 2. С. 139, 329-330). Житие святого помещено в печатном слав. Прологе (мартовская часть) 1662 г., что говорит о попытке общерус. канонизации В. К. в то время. Однако в кон. XVIII в. память мученика перестали праздновать даже в Ростове (в Успенском соборе города по В. К. служили панихиды), Е. Е. Голубинский связывал это с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль. 4 марта 1909 г. по просьбе клира ростовского Успенского собора архиеп. Ярославским и Ростовским св. Тихоном (Белавиным; впосл. Патриарх Московский) было возобновлено празднование святому (Архив ГМЗРК. А-1527. Л. 45 об., 46, 48-49 об.). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) .

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997. Стб. 434-435, 442, 444, 446-453, 455-459, 461, 465-467, 469, 472, 475, 516, 519-521; Т. 3. М., 2000. С. 64, 268; Т. 4. Ч. 1. С. 201-202, 212, 218-221, 631; Т. 6. Вып. 1. Стб. 290, 294-298; Т. 15. Вып. 1. Стб. 308, 327, 330-332, 339, 343, 353-354, 365, 370, 373; Т. 18. СПб., 1913. С. 24, 162, 165-178, 186-215, 225, 227, 229; Т. 21. Ч. 1. С. 338-340; Т. 23. СПб., 1910. С. 62, 67-76, 167; Т. 24. М., 2000. С. 91-93, 227; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 108, 115-117, 121-129, 148; СКСРК, XI-XIII вв. № 174-175. С. 194-198; Столярова Л . В . Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 108-115. № 99-100; Описание о российских святых. С. 98.

Лит.: Филарет (Гумилевский) . РСв. Чернигов, 1861. С. 38-45; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 588; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 94; Леонид (Кавелин) . Святая Русь. № 613. С. 158-159; Макарий . История РПЦ. Т. 3. С. 160; Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании чл.-кор. ИОЛДП А. А. Титова. СПб., 1901; Присёлков М . Д . История рус. летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 87-96; Лихачев Д . С . Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 282-286; Тихомиров М . Н . Древнерус. города. М., 19562. С. 400-401; Насонов А . Н . История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 191-198; Прохоров Г . М . Повесть о Батыевом нашествии в Лаврентьевской летописи // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 77-98; Fennell J . L . I . The Tale of the Death of Vasil"ko Konstantinovič: A Study of the Sources // Osteuropa in Geschichte und Gegenwart: FS f. G. Stökl zum 60. Geburtstag. Köln, 1977. S. 34-46; СККДР. Вып. 1. С. 363-365; Голубинский . Канонизация святых. С. 141.

А. В. Назаренко

Иконография

Иконописные изображения В. К. встречаются редко; единоличные - неизвестны; в XIX в. его образ представлен на иконах избранных ростовских святых, напр., на Владимирской иконе Божией Матери (ГМЗРК), написанной ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым в 1855 г. для 128-й Ростовской дружины ратников Ярославского ополчения, созданного в период Крымской войны 1853-1856 гг. На полях иконы изображены все ростовские чудотворцы. На правом поле 5-м сверху - В. К.: молодой, с короткими русыми волосами и бородой, на плечах княжеская шуба с белым меховым воротником. Так же решен образ В. К. на др. иконе XIX в. (ГМЗРК), где представлены все святые, почивающие в ростовском Успенском соборе. На таких иконах образ В. К. близок к изображению двоюродного брата князя, блгв. кн. Александра Невского.

На иконе «Собор ростовских святых», кон. XIX в. (ц. в честь Толгской иконы Божией Матери в Ростове Великом), среди 19, в т. ч. и местночтимых, святых В. К. изображен седым, с длинной бородой и короткими волосами, в княжеских одеждах. Очевидно, иконописец руководствовался подлинником, где об иконографии В. К. сказано: «Сед, брада острее Сергиева, риза княжеска, верхняя бакан, исподняя лазорь» (Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73). Иконописный подлинник и иконы, где князя изображали седым, не соответствуют исторической действительности, т. к. он погиб в 29 лет. В летописях (Симеоновская) сохранилось описание внешности В.: «Бе же Василко лицом красен, очима светел и грозен, хоробр паче меры на ловех, сердцем легок, до бояр ласков, кто ему служил и хлеб его ял и чашу пил и дары имал, тот никако же можаше у иного князя быти, за любовь его, излише бо любяше слуги своа. Мужество же и ум в нем живяше, правда же и истинна с ним ходяста, бе бо всему горазд и хитр руками, и поседе в доброденьстве на отне столе и дедне».

По заказу Ростовского музея в 1955 г. для исторической экспозиции ярославским худож. П. Г. Потёминым была написана картина «Подвиг ростовца Василько» (ГМЗРК); под впечатлением от нее худож. Н. А. Куландин в 1961 г. создал миниатюру по эмали (ростовская финифть) «Князь Василько» (Музей фабрики «Ростовская финифть», повтор 1975 г.- ГМЗРК). На миниатюре Куландина, к-рой чаще всего руководствуются совр. иконописцы, изображая В. К., князь-мученик представлен в одеждах воина, молодым, статным, с русыми волосами, короткой бородой. Такой образ более, чем др., соответствует летописному описанию.

Ист.: Симеоновская летопись // Рус. летописи. Рязань, 1997. С. 89-90.

В. И. Вахрина