Храмы рождества пресвятой богородицы. Храм успения пресвятой богородицы в путинках Церковь пресвятой богородицы в путинках

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.

Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Эта церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму.

В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки». Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы упоминается впервые в 1625 году, есть версия, что уже тогда она была трехшатровой. В 1648 году храм сгорел, через год было заложено новое каменное здание. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный.

Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Ее структура также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками.

Церковь Рождества Богородицы освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. Так церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы.

В конце XVII в. с юго-запада была расширена трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, получившая более скромный декор по сравнению с основной частью. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь.

В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. Здание храма Рождества Богородицы в Путинках, несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. Лишь крыльцо во время реставрации 1957 г. было снова переделано: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутренне убранство оказалось уничтожено, в церкви долгие годы находилась репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене».

В 1990 году храм вернули верующим, большую помощь в его восстановлении оказал актер Александр Абдулов. Именно здесь 5 января 2008 года прошло его отпевание. Церковь имеет статус патриаршего подворья.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках - последний шатровый каменный храм в истории русской архитектуры.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках , что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и закончена в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.


Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге). В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.


В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с шатром, близким по внешнему виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век.


В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря, а в 1935 году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен отец Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.


Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.

В московской окраинной слободе, находившейся за Тверскими воротами, в XVI веке построили деревянную церковь. Раньше место называлось Путинками. Сейчас это район Страстного бульвара и Пушкинской площади. Храму дали название Успения Пресвятой Богородицы. Строительство каменной церкви было завершено около 1676 года. Одновременно строится трапезная, а в 1690 году возводят придел, посвящённый святителю Николаю. Ближе к концу XVIII века пристраивают колокольню.

История Успенского храма

Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку . По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта - на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.

Предположительно название Путинки - это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.

Впервые в летописях церковь, построенная из дерева, упоминается в 1621 году. Её назвали Храмом Успения на старом Посольском дворе, второе название - Церковь на Дмитровке за городом. В те времена она славилась иконой с изображением Успения Богородицы, источавшей миро.

Строительство каменного храма

Деревянный храм к концу XVII века либо разобрали, либо он сгорел сам. Точных документальных сведений на этот счёт не имеется. При царе Алексее Михайловиче в 1676 году на месте, где раньше стояла деревянная церковь, строят каменную. В XVII веке, в 90-е годы, появляется первое упоминание о возведении на северной стороне храма придела в честь Николая Чудотворца.

Новый придел был выполнен в стиле московского барокко. Купол главной башни храма сделали в форме яблока. Это было довольно редкое явление, таких куполов в Москве имелось всего два. Во второй половине XVIII века возводится колокольня.

Своё имя Церковь Успения Богоматери дала переулку, на котором она находилась. Его назвали Успенским. Позже он был переименован в Проезжий. Ближе к концу XVIII столетия в основном сформировывается застройка владений храма.

На церковном погосте были возведены постройки , в которых расположились:

  • Священник.
  • Дьякон.
  • Дьячок.
  • Женщины, выпекающие просвиры.

Святыни храма Успения Божией Матери

В храме в Путинках имеются святыни, почитаемые прихожанами. В небольшой по размерам церкви довольно много икон.

Среди них находятся иконы с изображением:

Особо почитаемая икона из Царьграда

К особо почитаемым христианами ликам относится икона Божьей Матери из Царьграда . Один из её списков (копий) находится в Успенской церкви в Путинках. Об этой иконе сохранилось предание, которое говорит, что в далёкие времена два греческих монаха из Царьграда находились проездом в Старой Руссе. Там они отслужили в соборном храме Божественную литургию.

В память о своем нахождении монахи оставили в этой церкви маленькую иконку Божьей Матери, которая была выгравирована на грифельной доске. Этот миниатюрный лик в скором времени прославился своими чудотворениями. После чего с него были сделаны списки, которые и по сей день хранятся в различных храмах России, в том числе и в Церкви Успения в Путинках.

Ремонт и разрушение Успенского храма

В 1898 году храму неизвестным благотворителем была пожертвована большая для того времени сумма - 6 тыс. рублей. На эти деньги произвели ремонт здания и реставрацию икон. Иконостас заново покрыли сусальным золотом, а стены украсили росписью.

В 1922 году церковь закрывают, в дальнейшем она подвергается частичному разрушению и разграблению. Из неё исчезают 34 золотника (145 г) золота, 6 пудов и 5 фунтов (100 кг) серебра и драгоценные предметы.

Купола храма и башня колокольни были разрушены, а вход в него заложили кирпичом. А также разрушили апсиды - постройки, примыкающие к основной части строения. На их месте пробили дверь и окна. После осквернения и закрытия церкви здание на протяжении долгих лет использовалось как жилой дом.

Сокращение территории и возвращение в лоно церкви

Со временем здание было окружено пристройками , которые радикально изменили когда-то объёмную композицию собора. Территория храмового владения очень сильно сократилась. Отторгли северо-западную часть территории, на которой в 1927 году выстроили трёхэтажный дом. В настоящее время в нём располагается посольство африканской Республики Бенин.

Во второй половине ХХ столетия жилой дом был расселён. Там разместили пошивочный цех. В 1990 году храм передали в лоно российской Православной Церкви. После этого началась его реставрация. В 1991 году здесь возобновляются богослужения.

Расписание богослужений

Храм в Путинках

Храм Успения Богородицы в Путинках располагается в Москве, в Успенском переулке, в доме № 4. Церковь для посещения открыта ежедневно с 10−00 до 19−00, а также во время богослужений.

Информация о расписании служб в Успенском храме выглядит следующим образом:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Эта церковь, располагающаяся в Путинках, поистине уникальна. Она является единственной трёхшатровой храмовой постройкой на территории Москвы, облик которой дошёл до нашего времени. В 1648 году деревянный храм был уничтожен пожаром, но на месте прежнего строения возвели новое из камня по его образцу. Его уникальность заключается в бесфасадности, то есть с любой точки обзора он не имеет едино выраженного фасада за счёт нестандартных архитектурных решений, которые были использованы при строительстве. Церковь Рождества Богородицы - это исторический памятник архитектуры, но при этом храм является действующим и в нём совершаются богослужения.

Расписание служб:

  • В рабочие дни утренние богослужения начинаются в 7−30.
  • В субботу, воскресенье, а также в праздники Божественная литургия проводится с 9−00.
  • Начало Всенощного бдения в - 18−00.

Собор Успения Божией Матери в Москве

Ещё один Храм Успения Богородицы в столице находится на территории Кремля , на площади, носящей название Соборной. Он относится к историко-культурному музею-заповеднику «Московский Кремль». Церковь построена в 1475 - 1479 годах. Разработка проекта была поручена знаменитому итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти.

Этот храм являлся главным кафедральным собором Российской Империи вплоть до упразднения монархии в 1917 году. Церковь Успения - это самое старое строением в Москве, сохранившееся полностью. В соборе покоится прах всех патриархов Москвы первого патриаршего периода, за исключением Игнатия и Никона.

Первый столичный храм из камня

Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году.

Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский.

Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня - куполом.

Московский Успенский собор в XV веке

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.

Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.

После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Лаконичная архитектура

Храм имеет лаконичный и монолитный вид . Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды.

Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также - металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.

Главная идея итальянского зодчего

Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки . Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора.

Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос - это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.

Московский храм в XV - XVI веках

Период с 1482 по 1515 годы . В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.

1574 год . Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Успенский собор в XVII веке

Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:

  • В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
  • В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
  • В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.

События XVIII - XX веков, связанные с Успенским храмом

Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:

В настоящее время кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы работает как музей. Его можно посетить в любой день, кроме четверга, с 10−00 до 18−00.

Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Это великолепная, словно свитая из белоснежного кружева шатровая церковь, – последняя подобная церковь, возведённая в Москве. После её освящения в 1652 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов на Руси.

Сегодня церковь Рождества Богородицы в Путинках – древнейшая церковь из тех, что сохранились в Москве, освящённых в честь этого праздника.

Она преисполнена необычной, поэтической гармонии, свойственной, как правило, духу деревянного зодчества Севера. И это неудивительно. Ведь шатровый стиль в каменном строительстве заимствован из деревянного зодчества. Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте. Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. Распространившийся и полюбившийся всего за одно столетие стиль был запрещён после церковной реформы патриарха Никона в 1653 году как не соответствующий чину.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Патриарх Никон (в миру Никита Минин, выходец из мордовской семьи), шестой московский патриарх, имел такой официальный титул: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских в 1652 году. Его реформы, в том числе замена двуперстного знамения на трёхперстное, раскололи Церковь на сторонников Никона (никониан) и его противников (старообрядцев, староверов), одним из лидеров которых стал Аввакум.

Первая деревянная трёхшатровая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоявшая на этом месте, появилась намного раньше Никона. Она известна с 1625 года, то есть со времени правления Михаила Фёдоровича. Прихожане знали её как Богородицкая или Богородицерождественская церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами в Новой слободе, в Путинках.

Слобода получила своё название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы, старинных путей на Тверь и Дмитров. Ещё есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот.

За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

Богородицкая церковь сгорела в результате сильного пожара в 1648 году.

Прихожане решили возвести новый, уже каменный, храм. В ответ на просьбу о помощи, обращённую к царю Алексею Михайловичу, они получили из казны огромные по тем временам деньги – 800 рублей и кирпич для строительства храма. Остальные средства собирались прихожанами.

Малая Дмитровка – дорога на Дмитров – является продолжением Большой Дмитровки, которая начиналась в центре города, недалеко от Кремля. Стены Белого города стали утрачивать свою значимость, когда строительство домов вышло за его границы. А это случилось с появлением в этом районе Дмитровской слободы, которая протянулась от современной Пушкинской площади до Садового кольца. Шатровый храм Рождества Богородицы в Путинках был первым в этом районе каменным строением за воротами Белого города.

Но первым был не только сам храм, но и один из его приделов. Память о страшном пожаре заставила создателей храма впервые на Руси освятить один придел в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», оберегающей от пожаров. Придел «Неопалимой Купины» находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней.

С 1649 по 1652 год возводился этот выдающийся памятник древнерусского зодчества, выполненный в стиле «русского узорочья» – церковь Рождества Богородицы в Путинках.

В архитектурном плане эта церковь представляла собой узкий четверик, украшенный тремя шатрами. К четверику был пристроен придел иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Восьмигранная шатровая звонница поставлена прямо на сводах трапезной, соединяющей церковь с приделом.

Маленькие декоративные шатры, венчающие всю композицию храмовых построек, являются самой замечательной деталью этого храма. Они не похожи друг на друга, установлены на стройных барабанах, украшенных великолепной декоративной резьбой. Шатры венчаются луковичными главками, прикреплёнными к меньшим по размеру барабанам, тоже богато декорированным. Световой барабан на приделе значительно у?же самого шатра, а его основание вынесено за границы барабана. А сам барабан прорезан узкими высокими оконцами.

В конце XVII века к храму пристроили широкую трапезную с приделом во имя Фёдора Тирона и сторожку при входе на колокольню. Третий придел, основанный в церкви, традиционно был освящён во имя святого Николая Чудотворца.

В 1864 году сделали вход в храм с западной стороны. Было построено новое крыльцо, которое покрыли шатром на узком барабане. В ходе реставрационных работ 1957 года это крыльцо разобрали и заменили новым, которое стилизовали под XVII век.

До нашего времени сохранились стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века. Они использованы в оформлении фасадов храма, как и фрагменты старинных росписей XVII века – внутри его.

Этот храм избежал разрушения после революции 1917 года. Но не избежал закрытия. Лишь до 1938 года в нём ещё проходили службы. Их проводили монахи Высоко-Петровского монастыря.

После закрытия церкви в её помещении располагались различные конторы.

В 1959–1960 годах в храме, пришедшем в критическое состояние, был проведён комплекс реставрационных работ. Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось восстановить здание храма с его удивительной архитектурой, вернуть ему первоначальный вид, полученный во время строительных работ XVII–XVIII веков. А потом здание было передано под репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». Вплоть до 1990 года под сводами храма рычали тигры и львы, лаяли собаки и ржали скакуны: здесь занимались дрессировкой цирковых животных.

В 1990 году храм возвращен верующим, а уже в 1991 году церковь была вновь освящена. В ней возобновлены все престолы, кроме Никольского, при нём открыли воскресную школу.

От самого начала Малой Дмитровки виден изящный силуэт церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках. И прекрасное белоснежное кружево, словно окутывающее всё здание храма, кажется самым прекрасным украшением этой старинной улицы в историческом центре Москвы.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Затерявшийся в лесах близ Белого озера Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом. В миру известный под именем Федор, он родился в Волоколамске в семье дворян

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

8. Об истории церкви Рождества Богородицы Старо-Симонова монастыря Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , № 25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесенный на новое место, примерно в

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

Экономика Богородицы Почему «экономика Богородицы»? Да потому, брат-читатель, что она непорочно зачала и родила Сына Божьего Иисуса Христа. Вот и Китежу, погруженному в нашу жизнь, предстоит исторгнуть из себя ослепительную, манящую, новую Реальность. Ему предстоит

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что церковь эта, по-видимому, была построена на месте

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Сквозь белизну её стен, кажется, проступает седая старина былинных времён. Далёкие, словно растворившиеся в туманном прошлом, имена легендарных героев живут здесь, как и память о них.История этого храма, полная тайн,

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

2.4. Истории церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , №. 25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесённый на новое место, примерно в полверсте на

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

3.4. История церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове Считается, что «первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г.» , №.25. Затем, «в 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесенный на новое место, примерно в полверсте на

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

автора Носовский Глеб Владимирович

3.2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что она, по-видимому, была построена на месте древней

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рождество богородицы Праздник Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии церковь отмечает 21 сентября (8 сентября по старому календарю). Рожденная набожными Иоакимом и Анной после денных и ночных молитв, Мария в 12 лет дала обет вечного девичества. Когда стала

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна