Заозерье храм. Духовное краеведение Подмосковья. Храмы Павлово-Посадского района. Храм Троицы в с. Аверкиево

Случалось ли вам, попав в какое-нибудь красивое место, почувствовать необыкновенный покой в душе? Порой в красоте земной можно отыскать «мир лучший, мир духовный». Именно поэтому для строительства храмов и монастырей на Руси выбирались места, отмеченные особой благодатью.

Неподалеку от Павловского Посада, в одном из красивейших мест Подмосковья, на берегу большого озера стоит храм Рождества Христова. Летом за крестьянскими избами, в окружении высоких деревьев, эта церковь почти не видна с дороги. Но если не сама она, то непривычно тихое и чистое озеро привлечет внимание. Да еще исконно русское название деревни - Заозерье, таинственное и обещающее. Помните: «За горами, за долами, за дремучими лесами…». За озером. И если вы поверите этой красоте и обещанию радости, дорожка над берегом приведет вас к сквозным решетчатым воротам. Здесь, за светлым озером, за белой оградой, среди высоких старых лип и вязов храм - средоточие и образ всех наших земных стремлений.

В XIII в. после смерти князя Александра Невского в удел его младшему сыну Даниилу досталось удельное княжество с незначительным тогда городом Москвой. К нему относилось село Вохна (ныне город Павловский Посад) с окрестными землями. С именем князя Даниила Александровича предание связывает основание храма на озере. На высоком берегу реки Клязьмы, на самой границе Владимирского и Московского княжеств, был поставлен большой двор, где находился небольшой отряд княжеских дружинников. Случилось как-то Даниилу Александровичу заблудиться в здешних дремучих лесах. Потеряв надежду найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому этого дня - Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Пообещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса. Оказался князь не берегу светлого озера.

Построенную здесь по его обету церковь посвятили святителю Тихону. Озеро, на котором она стоит, называется Данилищево, и сейчас в храме во время богослужения обязательно поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. В пользу истинности предания говорит то, что оно относится не к прославленному в истории герою, а к тихому и кроткому, богобоязненному князю. Его имя, стоящее между именами его отца - героя Ледового побоища и сына - собирателя Русской Земли Ивана Калиты, осталось в тени.

Вскоре после восстановления в Москве Свято-Данилова монастыря иноки этой обители навестили здешний храм. И теперь в день святителя Тихона (престольные праздники - Рождество Христово и Тихонов день) приезжают из Москвы «даниловские». Местные прихожане не удивляются - «Как же, свои ведь».

Иван Грозный записал некогда эти земли за Троице-Сергиевой Лаврой. И два века здешние крестьяне числились вотчинниками монастыря. Православные монастыри дали лучшие образцы богословской культуры и прикладного искусства, распространяли передовые идеи архитектуры и градостроительства, живописи и музыки, селекции и землепашества. труд монастырских крестьян был упорядоченным и производительным. Общение с иноками прославленной обители отразилось на их нравственном облике.

Память тех лет живет в местах почитания Сергия Радонежского. Многие из церквей здешней округи имеют придел, освященный во имя преподобного Сергия. Его Образ находится на северной стене в Никольском приделе. Сергий - родовое имя многих местных семейств, хотя большинство жителей затрудняются ответить на вопрос, почему среди их родных так много Сергеев и Сергеевичей.

В вышедшем в начале века описании Павлово-Посадских земель о Тихоновом дне сказано как о главном празднике села Заозерье. Старожилы помнят, как накануне торжества к Заозерью стекались богомольцы. Шли пешком, ехали на лошадях. После всенощной устраивались ночевать за церковной оградой или у озера. Тихонов день (16/29 июня) приходится на самое жаркое время лета. Привлеченные многолюдством торговцы устраивали в селе целые ярмарки. Утром церковь не вмещала всех молящихся.

После ранней литургии во дворе храма обычно служат молебен, освящают воду. Для этого устроено специальное место - Иордань. Здесь ставят огромные чаны с водой. И с утра до позднего вечера идут и идут люди за благодатной целебной водой. Прихожане рассказывают о многих исцелениях от разных недугов после купания в озере в Тихонов день. Целебная вода укрепляет силы и дает здоровье на целый год. С раннего утра на озере многолюдно. Всех собрал святитель. Такая народная любовь не случайна. Почти в каждой семье вам могут рассказать о каком-нибудь «домашнем чуде», связанном со святителем Тихоном. И когда упоминают его имя в молитве или в рассказе, его произносят так, словно угодник Божий находится рядом.

Много лет приезжают сюда паломники из других городов России. Они набирают воду из озера в бутылочку, благоговейно выпивают несколько глотков, а остальную увозят с собой. Как святыню, как целебное средство дают ее скорбящим и больным.

Тихон Амафунтский жил в V в. на Кипре, но мы почти ничего не знаем о нем. И вдруг - чудо присутствия. Угодник Божий рядом. Молится о нас, опекает, помогает. Двенадцать населенных пунктов: Кузнецы, Заозерье, Андроново, Востриково, Большой Двор, Гаврино, Грибаново, Борисово, Михалево, Буньково, Тарасово, Носырево составляют приход церкви Рождества Христова. Жизнь храма и жизнь людей, в него приходящих, неразрывно связаны.

У здешнего озера есть одно удивительное свойство, известное всем местным жителям. В нем всегда один и тот же уровень воды. Не ниже, не выше. Даже весенний паводок после снежной зимы не покрывает низких мостков на воде. И когда жарким летом 1972 г. из озера беспрерывно качали воду для тушения лесных пожаров, его уровень оставался прежним. Хотя засуха стояла небывалая.

В 1930-е гг. храм Рождества Христова в Заозерье был закрыт. Слышали здешние прихожане о том, что на церковном дворе соседнего Богородского храма был расстрелян священник. Очевидцы рассказывали, что, когда сбрасывали колокол с колокольни Никольского храма в селе Васютино, в толпе отчаянно вскрикнула женщина. И ее, мать пятерых детей, в тот же день арестовали и увезли. Навсегда. В Заозерье тоже прекратились богослужения. Несколько месяцев добровольцы охраняли церковное имущество. Прятали в тайнике священные сосуды и утварь. Не подпускали к храму безбожников. Бесправные и беззащитные они выстояли и победили. Потом говорили: « святитель Тихон помог ».

Православный человек не может быть равнодушным к судьбам Отечества. Памятником патриотизму прихожан храма Рождества Христова стала замечательная икона святого праведного князя Александра Невского в черно-золоченом киоте, выполненная по заказу и на средства местных жителей. Неподалеку от Заозерья, в деревне Буньково, в небольшой деревянной избушке жила семья Извековых, прихожан Христорождественского храма. Ходил в церковь на службу вместе со своей мамой и сестрами Сережа Извеков - будущий Святейший Патриарх Всея Руси Пимен. Домик, в котором он жил, еще недавно можно было увидеть, проезжая по Горьковскому шоссе. Церковь, в которой молился в детстве, он запомнил на всю жизнь и в 1970-е гг. назначил настоятелем храма в Заозерье своего самого близкого друга протоиерея Виктора Шиповальникова послужить на его родине.

Храм Рождества Христова гордится не только небесными покровителями, славной историей и знаменитыми прихожанами. Особого внимания заслуживают его священнослужители. За Тихоновским алтарем, у стены, похоронен священник Виктор Галахов, который много лет был здесь настоятелем. Старожилы помнят этого замечательного человека. В годы Великой Отечественной войны он был тяжело ранен. О мужестве отца Виктора можно слагать легенды. Ведь в годы его служения от священника требовались такие качества, как смелость, стойкость, неустрашимость.

За время его служения возросло число прихожан, для многих из них он стал духовным отцом. Многие местные жители помнят его замечательные проповеди. Его авторитет в округе огромен. Многие представители власти, по своему положению не имевшие права открыто общаться со священнослужителями, искали с ним встреч. Просили его тайно, без свидетелей, крестить, соборовать, венчать, причащать, отпевать. Приезжали в церковь верующие из соседних городов и деревень.

Народная любовь выделила из священнослужителей Христорождественского храма протодиакона Николая Зайцева, служившего здесь также после войны. Отец Николай тоже прошел огненными верстами Великой Отечественной, получил тяжелое ранение, которое впоследствии и послужило причиной его безвременной кончины. Прихожане рассказывают о его необыкновенном такте, высокой культуре, прекрасном голосе. Ведь от диаконовского служения зависит благолепие православной службы, которое влияет на молитвенное настроение прихожан. На службу с участием отца Николая приезжали издалека.

В 1976 г. настоятелем храма в селе Заозерье стал протоиерей Виктор Шиповальников, о котором мы уже упоминали, - человек интересной судьбы. Именно его имя упоминает Александр Солженицын в своей автобиографической повести «Бодался теленок с дубом».

Перед его глазами прошла вся история Русской Православной Церкви в советский период. Родился о. Виктор в 1915 г. в г. Архангельске. С семилетнего возраста он пономарил - прислуживал в алтаре приходского храма. Именно тогда пришла к нему мысль стать священником. В 1943 г. Виктор Шиповальников был рукоположен в священнический сан и вскоре арестован и осужден как «социально вредный элемент», как тогда говорили. Однако в ходе войны политика по отношению к Церкви изменилась, и духовенство стали освобождать из мест заключения, возвращать из ссылок. Освободили из Печерских лагерей и о. Виктора. Более полувека священнического служения! И все эти годы о. Виктор трудился, восстанавливая храмы.

Везде, где служил Виктор Шиповальников, он делал все возможное, чтобы показать людям культуру, мощь, красоту и живую радость литургий. Сам всегда ходил в духовном платье, устраивал крестные ходы, возобновлял колокольный звон, привлекал прихожан чтением акафистов. В каждом храме он создавал великолепный хор с замечательным репертуаром. В этом ему всегда помогала матушка-регент, тонко чувствующая и понимающая церковное пение. Семья Шиповальниковых собрала большую библиотеку духовных песнопений. О. Виктор старался дать людям возможность почувствовать и понять особую красоту Божественной Литургии. « Я всегда думал о том, что надо так поставить службу, чтобы люди, которые, может быть, не так часто ходят в храм, ушли из него с особым чувством духовного очищения и радости », - признавался он, считая, что лучшая проповедь православия - церковную служба. В Заозерье, как драгоценное наследство, бережно хранят те традиции, которые были здесь при нем.

Современное здание храма Рождества Христова было построено в 1809 г. по инициативе местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Сохранилась запись, относящаяся к 1809 г.: « На месте деревянной строится каменная церковь с двумя приделами - святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. В 1854 г. сын Гавриила Васильевича - Николай Гаврилович Рюмин вместе с управляющим имением купцом Платоном Михайловым и прихожанами расширил трапезную и пристроил эти приделы ».

Церковь построена в духе классицизма, характерного для начала XIX в. Центральный иконостас выполнен в том же стиле. Иконостасы приделов, построенные в 1890-х гг., декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков сделана в конце XIX в. художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью, они, как и настенные росписи, были сделаны конце XIX столетия. Кстати, некоторые из них написаны на средства прихожан.

Сейчас настоятелем храма протоиереем о. Сергием Николаевым, которого в Московской области знают как церковного писателя, автора книг «За советом к батюшке» и «За утешением к батюшке», много делается для духовного просвещения павловопосадцев. Он часто выступает с беседами и лекциями на религиозные темы в городском Выставочном зале Павловского Посада. Желанным гостем в храме стала известная киноактриса Наталья Варлей, которая пишет стихи на духовные темы. Отец Сергий и религиозная община церкви Рождества в Заозерье достойно продолжают дело о. Виктора Шиповальникова.

Семь веков в церкви у тихого озера совершается Божественная Литургия. Семь веков праздничным утром зовет церковный колокол своих прихожан в храм. Многие семьи связывают с ним крестины, венчания, панихиды. И особенно памятны в каждой семье Рождество Христово и Тихонов день. Ведь через Церковь мы можем стать друг другу близкими и родными.

В работе над очерком использованы материалы о.Сергия (Николаева) – настоятеля храма Рождества Христова в Заозерье.

Храм Рождества Христова в Заозерье

Отец Сергий на богослужении в Рождественском храме

Крестный ход на Рождество

Крестный ход на Рождество

Наталья Варлей на празднике Рождества Христова в Храме в Заозерье

Современное здание храма было построено в 1809 году тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. Об этом сохранилась запись, относящаяся к 1809 году: «На месте деревянной строится каменная церковь с двумя пределами – святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского. К началу войны 1812 года каменная церковь на озере уже стояла.

В 1854 году сын Гавриила Рюмина, Николай Гаврилович Рюмин, вместе с управляющим имением, купцом Платоном Михайловым и прихожанами, расширил трапезную часть и пристроил приделы, посвященные святителю Тихону и святителю Николаю.

Церковь построена в стиле классицизма, характерного для начала 19 века. Центральный иконостас выполнен в 1809 году в том же стиле. Иконостасы приделов выполнены в 90-х годах 19 века и декорированы в духе эклектики. Роспись стен и потолков выполнена в конце 19 века художником Афанасьевым. Это типичный образец церковной живописи в позднеакадемическом духе. Иконы интерьера не отличаются древностью. Они, как и настенные росписи, выполнены в конце 19 столетия. Некоторые из них написаны по заказу или на средства прихожан. Икона святого праведного князя Александра Невского в прекрасном черно-золотом киоте может служить памятником патриотическим чувствам прихожан. На вложенной в киот медной пластине надпись: «Икона сия пожертвована от прихожан Христорождественской Церкви при озере Данилове Богородского уезда в память мученической кончины 1 марта 1881 года Царя Государя Александра Второго Освободителя миллионов людей от крепостной зависимости при священнике Михаиле Воскресенском и старосте церковном В. С. Чайковом». Сохранилось и другое свидетельство патриотизма местных жителей. В 1904 году в России случилось давно ожидаемое всеми поданными событие-родился наследник престола. Прихожане заказали замечательную трехсветную висячую лампаду с царским гербом. На кружевных ее крыльях надпись: « В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 19о4 года».

Как следует из записи о постройке каменной церкви, прежде здесь была церковь деревянная. Но когда она была поставлена не известно. На церковном кладбище сохраняются две каменные часовни, поставленные на местах, где прежде находился святой престол двух прежних церквей. Предание говорит, что первая церковь на озере была построена по обету св. князем Даниилом Московским. В пользу предания говорит его устойчивость в здешних местах и название озера – Данилово, или, по прежнему произношению – Данилищево.

В советские годы Христорождественский храм не закрывался, богослужения были прерваны только на два месяца. Что позволило сохраниться интерьеру храма и частично – утвари и облачению.

При храме Рождества Христова действует Воскресная школа и приходской театр.

У южной стены, за Тихоновским алтарём похоронен протоиерей Виктор Галахов (+ 1973), много лет бывший настоятелем храма. Он был замечательным духовником. Его авторитет в округе был настолько велик, что чиновники и начальство, по должности не смевшие обратиться к о. Виктору явно, тем не менее, искали с ним встреч. Просили тайно, без свидетелей крестить, соборовать, повенчать, причастить, отпеть. Знали и уважали о. Виктора не только в Павлово-Посадском районе, но и в сопредельных городках и селах.

С 1976 по 1993 год настоятелем заозерского храма был протоиерей Виктор Шиповальников (1915-2007). Священник замечательной судьбы. Он похоронен справа от входа в храм.

Там же находится могила монахини Евфросинии (Хрульковой) (+1968), почитаемой многими верующими.

Фото: Церковь Рождества Христова в Заозерье

Фото и описание

Христорождественский храм в Заозерье был возведен в начале XIX века. Ранее на его месте находилась Тихоновская церковь, основанная князем Даниилом Московским. По преданию, князь, заблудившийся в здешних лесах, воззвал к небу, прося помощи; после этого он вышел из чащи на берег озера, где позже основал храм.

Христорождественская церковь была выстроена на средства помещика Г. В. Рюмина в 1809 году. Каменное здание построено в стиле классицизма, автор его проекта неизвестен.

В середине XIX века приход храма увеличился, потребовалось расширение трапезной. Храм был перестроен по проекту Александра Рудольского.

Придельные иконостасы были изготовлены в конце XIX столетия. Центральный иконостас является ровесником храма. Как и здание церкви, он соответствует канонам классицизма, тогда как придельные иконостасы стилистически близки к эклектике. Стены и потолки храма расписаны в 90-е годы XIX века.

В советское время церковь оставалась действующей. Властями была сделана попытка закрыть ее, но прихожане отстояли храм.

Несколько лет назад на средства жертвователей в церкви были установлены девять колоколов. В начале 2000-х годов в храме появился колокол, вес которого составляет тысячу килограммов.

Одно из главных украшений интерьера церкви - медная лампада с кружевными крыльями и царским гербом. На ней сделана надпись, свидетельствующая о том, что лампада была изготовлена после рождения Цесаревича Алексея, в память об этом событии. Она была передана храму прихожанами в начале XX столетия. При церкви существует воскресная школа.

И.о. настоятеля - иерей Сергий Елисеев

Крестился в младенчестве в храме Рождества Христова села Заозерье Павлово-Посадского района Московской области.

В 1995 году закончил Московскую духовную семинарию.

В 1999 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив работу на тему: «Гносеологические и метафизические предпосылки теодицеи князя Е. Н. Трубецкого».

Обучался в Бернском университете в Швейцарии.

16 августа 2009 года епископом Евгением Верейским - ректором Московской духовной академии, рукоположен в сан диакона.

1 апреля 2010 года, в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом рукоположен в сан пресвитера.

Преподаватель Магистратуры Московской духовной академии. Ведет дисциплины: Религиозно-философские взгляды поздних славянофилов (спецкурс) и Старокатоличество, История русского богословия.

Первый приход – храм Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии.После священнического рукоположения получил указ о временном служении в храме великомученика Пантелеимона при ЦКБ №1 ОАО «РЖД», а с 2011 года – настоятель данного храма.Женат. Имеет троих детей.Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 23 января 2018 года назначен исполняющим обязанности настоятеля храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.


Почетный настоятель- протоиерей Алексий Чулей

Родился 23 мая 1945 года. Крещен 02 июня 1945 года иеромонахом Дорофеем, будущим митрополитом Пражским и всея Чехословакии.

В 1963 году окончил школу - интернат, работал на заводе.

С 1965 по 1968 год служба в Рядах Вооруженных Сил.

С 1968 по 1972 год - Московская Духовная Семинария.

С 1972 по 1978 год Московская Духовная Академия.

10 мая 1970 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом, Местоблюстителем Патриаршего Престола в Богоявленском Патриаршем Соборе рукоположен в сан диакона.

2 апреля 1972 года Архиепископом Волоколамским Питиримом, викарием Московской епархии, в храме Воскресения Словущего на ул. Неждановой г. Москвы рукоположен в сан иерея. С июля 1972 г. по март 1973 года на временном служении в храме иконы Божией Матери «Нечаянной Радости» в Марьиной Роще г. Москвы. С марта 1973 года - временный, с июня - штатный клирик храма Рождества Богородицы во Владыкине г. Москвы. В сентябре 1976 года переведен штатным священником в Преображенский храм в Богородском г. Москвы.

11 апреля 1989 года назначен настоятелем вновь открывшегося храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы, а указом от 23.08.1991 года дополнительно назначен и.о. настоятеля вновь открывшегося храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле г. Москвы.

19 февраля 1993 года освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы и утвержден в должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле г. Москвы.

1995 год - Орден свят. благоверного князя Даниила Московского III степени.

2000 год - Орден преп. Сергия Радонежского III степени.

2005 год - Орден преп. Сергия Радонежского II степени.

2007 год - митра.

2010 год - орден прп. Серафима Саровского III степени.

2012 год - разрешение служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Родился 26 августа 1966 года в Москве. Крещен в младенчестве.

С 1985 по 1987 год служба в Рядах Вооруженных Сил.

В 1983 году поступил, а в 1990 году закончил Московский Институт Прикладной Биотехнологии.

С 1990 по 1994 год обучение в Минской Духовной Семинарии.

22 августа 1993 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием рукоположен в диакона в Успенском Соборе Свято - Николо - Угрешского монастыря и затем назначен диаконом в храм Воскресение Словущего в Даниловой Слободе. С 1994 года - Московская Духовная Академия, которую окончил в 1998 г. с ученой степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по теме «Схоластическое богословие Римо-католической Церкви XI - XII вв.».

04 декабря 2000 года Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска был рукоположен в сан иерея.

С 2001 года - сотрудник ОВЦС, работал в Секретариате по межправославным отношениям, в том числе занимался пастырским окормлением русскоязычного контингента проживающего в Нью-Дели (Индия).

12 марта 2002 года назначен настоятелем Александро-Невского прихода в г. Копенгагене (Дания).

С 24 декабря 2004 года - дополнительное пастырское окормление новообразованного прихода в г. Бергене (Норвегия).

С февраля 2007 года - штатный священник храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.

Иерей Сергий Творогов

Родился 01 ноября 1986 года в Москве. Таинство Крещения принял 23 мая 1997 года в храме ик. Б.М. "Скоропослушница" на Ходынском поле в Москве.

В сентябре 1997 года начал посещать занятия в воскресной школе, а в декабре 1998 года прислуживать в алтаре храма ик. Б.М. "Скоропослушница".

В 2003 году окончил среднюю общеобразовательную школу №1929 г. Москвы.

С декабря 2004 по декабрь 2006 года проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2007 - 2012 гг. обучался в Московской Духовной Семинарии. С 2012 года является студентом магистратуры Московской Духовной Академии.

04 июля 2010 года Высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, Ректором МДАиС, рукоположен в сан диакона, а 18 марта 2012 года - во пресвитера.

В июле 2011 года был прикомандирован на временное служение в храм ик. Б.М. "Скоропослушница" на Ходынском поле в Москве.

С марта 2013 года является штатным клириком указанного храма.
Диакон Вячеслав Алешкевич

Родился 22 февраля 1975 года в Москве.
С 1990 по 1994 год обучение в Московском Электро-Механическом Колледже. Крещен 18 сентября 1992 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

С 1994 по 1996 год обучение в Свято - Тихоновском институте.

В 1997 и 1998 годах - чтец храма Воскресение Словущего в ДаниловойСлободе.

В 1998 - 2002 годах учился в Московской Духовной Семинарии.

14 января 2001 года рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским в храме Покрова Богородицы МДА.

С апреля 2003 года штатный диакон храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.

Московская обл., Павлово-Посадский р-н, с. Заозёрье.

Строительство первой церкви на этом месте связано с именем святого благоверного князя Даниила Московского, навещавшего будто свою пограничную заставу. Однажды во время охоты он заблудился и стал молиться святому дня, обещая поставить храм в том месте, где выйдет к людям. Случилось это в день святителя Тихона Амафунтского. Князь вышел из леса на берег знакомого озера и позже построил здесь по обету храм во имя святителя. Озеро, на котором стоит храм, носит название Данилова.

Каменный храм в честь Рождества Христова в селе Заозерье построили в 1809 г. вместо деревянного тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина. В храме устроили приделы в теплой трапезной: во имя святителя Тихона Амафунтского и святителя Николая Мирликийского.

Высокое изящное строение храма в стиле классицизма, после Московского пожара 1812 г., не вмещало увеличившееся население Подмосковья и близлежащих губерний. В январе 1854 г. от священника Андрея Румянцева с причтом и прихожанами последовало всепокорнейшее прошение «о распространении трапезы».

Основные средства на перестройку церкви пожертвовал действительный статский советник, камергер Николай Гаврилович Рюмин. Управляющий его имением, купец третьей гильдии Платон Михайлов пожертвовал сорок тысяч кирпича и лес для этой постройки.

Центральный иконостас выполнен в 1809 г. в том же стиле, что и церковь. Иконостасы приделов выполнены в 1890-х гг. в духе эклектики. Тогда же художник Афанасьев сделал роспись стен и потолков в позднеакадемической манере. Установка золоченых иконостасов приделов, а также роспись стен и потолочных плафонов осуществлялись, в основном, на средства церковного старосты С.И.Баранова и его зятя, московского купца Ф.Е.Баранова.

В советское время храм пытались передать под хозяйственные нужды местному совету, однако прихожане не допустили этого.

Среди особо чтимых икон можно отметить образ преподобного Сергия Радонежского в полный рост на золоченом резном левкасе, расположенный в Никольском приделе. Особой любовью пользуется образ преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился преподобный, и частью его мантии.

Почитается икона святого благоверного князя Александра Невского в прекрасном черно-золотом киоте, выполненная по заказу и на средства прихожан в память об убиенном императоре Александре II. Прекрасная трехсветная висячая лампада из золоченой вырезной меди, украшенная царским гербом, имеет на кружевных крыльях надпись: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» - это также дар прихожан.

В апреле 1913 г. при церкви открылось общество хоругвеносцев.

Самый многолюдный праздник прихода - «Тихонов день», день памяти святителя Тихона Амафунтского. Это не только храмовый праздник, но праздник всей округи. Прежде из-за многолюдства в дни праздника в Заозерье устраивали ярмарки.

При храме существует воскресная школа.

Настоятель храма - протоиерей Сергей Николаев.

Церковь Рождества Христова в Заозерье 27 км на восток от Электростали - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.