Чудотворный источник святителя николая в зарайске. Никола зарайский, с житием Икона свт николая чудотворца зарайская

На самом краю Московской области, в 170 километрах к югу от столицы, расположился небольшой городок Зарайск. Неудобное с практической точки зрения расположение вдали от железной дороги и ближайших Рязанского и Каширского трактов позволило городу сохранить уездный дух: преобладают одно- и двухэтажные дома, многие из которых построены купцами еще в конце XIX века, а высотными ориентирами города, как в старину, являются колокольни и кресты церквей. Сегодняшний Зарайск мало отличается от того города, который видел Достоевский. Есть здесь и памятники и более древних времен. Город свидетель трех разных историй: нашествия Батыя, Смутного времени и детства писателя Ф.М. Достоевского. Для того чтобы познакомится с этими тремя историями Зарайска, вполне хватит и одного дня, если выехать рано утром из Москвы.

Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей машине ехать по трассе «Дон», где меньше пробок и дорога лучше. От Москвы почти до самой Каширы нужно ехать все время по трассе. Затем свернуть в районе Сайгатово с трассы и, переехав по мосту Оку, через Каширу ехать на Аладьино. После железнодорожного переезда в Топканово нужно двигаться прямо до поворота на Журавну, где стоит одна из старейших церквей района — церковь Спасо-Преображения. За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое - лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск.

Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе (примерно 15 км от города).

Детство Достоевского

В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача. Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире.

По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии.

«Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта. В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича.

Михаил Андреевич Достоевский не был дворянином по происхождению, он выслужился. Был он бедным помещиком, помимо Дарового ему принадлежала только еще одна соседняя деревня Черемошня. Управление хозяйством не было счастливым. В год покупки Дарового вся деревня выгорела от пожара, а затем начались судебные тяжбы с соседним помещиком Хотяинцевым. Спустя несколько лет умирает от чахотки супруга Михаила Андреевича. Смерть жены особенно ожесточила характер отца писателя. Появились свидетельства, что он стал суров по отношению к крестьянам, и после очередной перепалки с ними был найден мертвым по дороге в Черемошню. Загадочная кончина отца Достоевского до сих пор остается предметом споров — был ли это несчастный случай или убийство? Его гениальный сын остро переживал эту семейную трагедию. Спустя многие годы, во время работы над замыслом романа «Братья Карамазовы», Достоевский побывал в родовом гнезде, был и на могиле отца. Писатель воплотил тему убийства помещика собственным лакеем в этом своем последнем романе, а злополучная деревня «Чермашня» также появляется в романе как некий пароль в сговоре Смердякова и Ивана.

Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга.

Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году.

Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы - его племянница. У входа на территорию усадьбы вас встретит памятник Достоевскому и старинные липы. Этим липам более 200 лет, они живые свидетели детских игр писателя, а сама эта аллея называется «Фединой рощей». На территории усадьбы все скромно и по-домашнему. Как правило, никого вокруг нет, никаких музейных сотрудников тоже не бывает. Можно самому зайти на участок, посидеть за столиком у крыльца.

Правда, внутрь дома зайти можно лишь с экскурсионной группой, оформив билет в Зарайске. Однако стоит отметить, что ценные предметы обстановки в свое время были вывезены в музей Достоевского в Москве, так что много вы не потеряете, если не попадете внутрь флигеля.

Теперь же стоит отправиться в Зарайск, город, который Достоевский в своих письмах ставил выше швейцарского Вевея! Из Зарайска родом, согласно роману, были красильщики в «Преступлении и наказании». Один из них, Миколка, неожиданно сознался в убийстве старухи-процентщицы, чем сбил с толку следователя Порфирия, да и настоящего убийцу Раскольникова.

Смутное время и князь Пожарский

Еще на подъезде к Зарайску со стороны Дарового и Моногарова открывается красивый вид на город, стоящий на реке Осетр. И уже издалека видны кирпичные башни с деревянными шатрами — знаменитый Зарайский кремль.

Зарайский кремль — это одна из главных достопримечательностей города. Он построен в XVI веке для обороны от набегов крымских татар и был важным южным защитным рубежом наряду с Тулой и ее кремлем. Зарайская крепость является единственной в Подмосковье, которая сохранилась полностью. Кроме того, это самый маленький в России кремль. В крепости всего семь башен-стрельниц. Крымские татары около двадцати раз осаждали эти стены, но ни разу не взяли.

В начале XVII века у Зарайского кремля появляются новые враги, страну охватывает смута. Всюду разгуливают шайки разбойников, литовские и польские гарнизоны, самозванцы. Лжедмитрию Второму, известному как «Тушинский вор», присягают многие южные города и царские воеводы. Мятежники входят в соседнюю Каширу и Коломну. Жители Зарайска также готовы целовать крест новому самозванцу, однако воеводой здесь в это время служит будущий герой Дмитрий Михайлович Пожарский. Здесь в 1609 году он впервые проявляет себя как противник смуты. Вместе с гарнизоном князь запирается в зарайском кремле и заявляет горожанам и сторонникам Лжедмитрия, что останется верен законному царю Василию Шуйскому. Кремль оказывается неприступным для смутьянов, и Пожарский побеждает. Горожане не присягают вору, а остаются верными царю. В память о воеводстве в Зарайске Пожарского на Никольской башне кремля вывешена мемориальная доска, а на площади Пожарского установлен бюст герою.

Подняться на галереи кремля можно лишь с экскурсоводом, вход платный. Среди семи башен главной считалась Никольская с двумя шатрами. Есть у Зарайского кремля и своя Спасская башня, ее венчает двуглавый орел. Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход.

Другой памятник событиям Смутного времени - «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо.

Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле. Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Нынешнее здание церкви, с голубым куполом, построено в конце XVIII века.

Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами.

Образ Николы Зарайского и нашествие Батыя

Старинный Зарайск позволяет перенестись еще дальше в прошлое, в XII и XIII века. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники.

Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя. Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни.

Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск. Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место.

На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.

Чтобы попасть к источнику, который местные называют «Белый колодец», нужно ехать от кремля на север все время прямо, мимо парка Кирова, и затем свернуть налево по указателю к бензоколонке. Проехав заправку дальше ехать все время прямо до тупика, где будет парковка и небольшой церковный магазин.

К тем же древним временам относится и другая, на этот раз трагическая история. В самом центре кремля, у алтарей Иоанновской церкви, вы увидите сень, под которой установлены три креста. Это место древнего погребения XIII века. Здесь покоятся местночтимые благоверные князья Феодор, его супруга Евпраксия и их сын Иоанн.

Феодор был первым в истории зарайским князем. Во время первого нашествия монголов был убит на реке Воронеже, оставив свою супругу и сына в Зарайске. Спустя время батыевы орды входят в землю Рязанскую и осаждают тогда еще деревянную крепость на Осетре. Батый хотел взять жену поверженного князя себе в гарем, но благоверная Евпраксия выбрала иную судьбу — она вместе с сыном выбросилась из окна княжеского терема и «заразилась», то есть разбилась на смерть о землю. Кстати, некоторые краеведы связывают происхождение названия города именно с этим словом. Вскоре на месте погребения князей в Зарайске была поставлена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Взамен деревянной впоследствии была устроена каменная. Было это во времена Иоанна Грозного, не раз посещавшего Зарайск и считавшего Иоанна Крестителя своим небесным покровителем. Нынешнее здание церкви было построено незадолго до революции и несколько в стороне от старого. Таким образом, могилы князей оказались не под алтарем, а на улице.

Полезная информация

Зарайский краеведческий музей располагается прямо в кремле, в зданиях присутственных мест, где можно заказать экскурсии по кремлю, по музею и в усадьбу Достоевского Даровое.

Припарковать автомобиль можно с северной стороны кремля.

Хорошие туалеты есть в кафе или на автобусной станции, что находится у торговых рядов, с восточной стороны кремля.

Перекусить в Зарайске можно в кафе «Любава», расположенном недалеко от кремля у Никольских ворот.

На территории кремля устроена хорошая детская площадка, где могут поиграть дети. В Зарайске есть городской пляж на реке Осетр.

В городе также есть музей-квартира известного скульптора Анны Голубкиной, недалеко от городской администрации (ул. Дзержинского 38).

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, / святителю отче Николае, / и чтем святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского, является древнейшим типом ростовых изображений святителя.

Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия.

О первом подобном иконном образе святителя, принесенном на Русь, повествуют сказания. Одно сообщает, что икону св. Николая Чудотворца принесла из Корсуни (Херсонеса) в Рязань в 1225 году византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора. Однако в 1237 году она погибла с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя. Некоторое время икона св. Николая Чудотворца пребывала в Новгороде, где творила многочисленные чудеса, а затем была перенесена в Рязанские земли.

Другие источники рассказывают историю перенесения чудотворной иконы святого Николая в 1225 году «служителем» Евстафием, по воле самого святителя, из Корсуни в Заразск (нынешний Зарайск). Путь иконы пролегал через Новгород, где она не пожелала оставаться навсегда: явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

По названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским». Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ, находившийся в урочище Заразы, дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в Рязанских пределах и начала творить чудеса.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога // спастися душам нашым.

МОЛИТВА

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Церквях

в лике святителей главная святыня мощи в городе Бари (Италия) день памяти 6/19 декабря и 9/22 мая

Память святителя Николая совершается:

  • 6/19 декабря - день смерти (в русской традиции «Никола зимний »)
  • 9/22 мая - день прибытия мощей в город Бари (в русской традиции «Никола вешний»)

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству . Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Возможно также, что одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления -) и Максимиана (годы правления -). В -м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления -) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления -) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения -311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления -) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. Очевидно, к этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи ; современное название города - Демре , расположен в провинции Анталия в Турции). Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома - не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности.

Профессором Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатомом из университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari) в 1953 году , по разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г. Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны рентгеновские снимки Главы и многочисленные краниометрические замеры, послужившие в наше время для британского антрополога Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) и её коллег из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) основанием попытки воссоздать реальный облик святителя Николая. В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека.

В России

Никола-ключ

Никола-ключ - уникальный источник в Заволжье . Удивительная особенность источника - родниковые воды стекаются здесь крестообразно. Он находится в 28 километрах от Городца у деревни Белоглазово. По преданию, в этом самом месте когда-то было явление святителя Николая Чудотворца.

На источнике Никола-ключ в Городецком районе Нижегородской области в августе 2007 года строятся новая часовня и купальня. Необходимость в строительстве возникла по причине того, как в ночь с 7 на 8 июля 2007 года прежняя часовня из-за неосторожного обращения с огнем сгорела .

  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре , а «вешний» - с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
  • Православные цыгане почитают Николай Угодника как своего покровителя.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой - церковь). Праздник, посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке .

См. также

  • Церковь Святого Николая - церкви, освящённые во имя Николая Чудотворца
  • Великорецкий крестный ход - один из крупнейших крестных ходов России с почитаемой чудотворной Великорецкой иконой Николая Чудотворца

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов - Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы» ) рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского» .

По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить ». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.

Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город ». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.

Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

Смена названия иконы летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. Княгиня Евпраксия в 1237 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, после гибели в ставке Батыя своего мужа, предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана и насильного отречения от христианской веры ее сына, бросилась вместе с ребенком с высокого княжеского терема и разбилась до смерти. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте заразила (разбила)».

А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века - Зарайск.

О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости - зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.

В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.

В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор - выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.

Особая страница в истории Зарайска - эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества - князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.

После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.

Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.

Возрождена древняя традиция районного празднества 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 году сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он стоит на почетном месте - у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора и перед ним совершаются богослужения. Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи, оскверненного в советское время и служившего кинотеатром. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы принять под свои своды древний чудотворный образ.

Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых муниципальных услуг?

Собор Николая Чудотворца в Зарайске - православный храм Московской епархии.

Обиходное название – Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор.

Собор расположен в Зарайске, Зарайского уезда, Рязанской губернии (ныне Зарайский район Московской области), Кремль. Статус - действующий.

История

Период до 1917 года

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая,

"услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань".

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям 1625 года – соборная церковь

«во имя Николы чудотворца Заразского»

значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты в

«прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца".

Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение

«исстари было Государево».

Существующий ныне Никольский Собор построен в 1681 году по грамоте царя Фёдора Алексеевича, данной из приказа Большого дворца.

По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу 19 века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия.

В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу относительно их древности.

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется:

«1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году стены возобновлены внутренним и наружным писанием».

По штату 1873 года в причте положены протоиерей, 1 священник–помощник, 1 диакон и 2 псаломщика.

Период после 1917 года

Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены.

В самый трудный момент истории Никольского Собора его настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов. Согласно пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского Собора и других православных храмов.

Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности.

В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских.

Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад.

В годы советской власти когда храм находился в поругании, чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

В 70 годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение.

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. В настоящее время Никольский Собор отнесён к архитектурным памятникам, охраняемых государством как всенародное достояние.

Знаменитые церковные ценности

Чудотворная икона святителя Николая

Из священных предметов древности, находившихся в Никольском Соборе, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием.

Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с омофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.

По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:

«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».

В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано:

«повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116 (1608)».

Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.

В окладе на [иконе чистого золота около шести фунтов, разноцветных камней сто тридцать три, бурмицких зёрен три и тысяча шестьсот крупных и средних жемчужин.

Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, несмотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.

Другие церковные древности

Кроме иконы св. Николая, в соборе, в дореволюционное время, хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны:

  1. Плащаница XV ст., шитая золотом и по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой.
  2. Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским.
  3. Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи:

    «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях».

    В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика.
  4. Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся.
  5. Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским.
  6. Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году.
  7. Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году.
  8. Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году.
  9. Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским.
  10. Ковш серебряный, овальной формы с надписью

    «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст.

  11. Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом:

    "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"),

    а на другой – герба португальского с двумя также круговыми надписями:

    EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.),

    принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.

Известные настоятели храма

Фотогалерея Никольского Собора